Я уверена, что вы никогда не обращали внимания на такую интересную особенность Чёрного моря, как отсутствие навигации в его центре.
Достаточно просто взглянуть на интерактивную карту судоходства и местоположения всех зарегистрированных судов, чтобы убедиться в том, что сказанное – не миф, не выдумка, не «конспирология».
Вы без труда увидите, что вдоль берегов – полным-полно судов самого разного назначения. Но в центре «зияет дыра» наводящая на самые разные мысли.
С учётом того, что Чёрное море является излюбленным местом отдыха у многих россиян, такая «пустота» вызывает опасения. К примеру, когда на данный феномен начали обращать внимание пользователи Сети, по русскоязычному сектору поползли самые неприятные слухи: начиная от останков какой-то древней цивилизации, на которые запрещают смотреть власти и заканчивая размещением в этой точке некоего супероружия.
Но, в самом деле, всё намного проще…
… или сложнее?
Насколько? Давайте разбираться вместе!
Особенности устройства Чёрного моря
Чёрное море – далеко не такой спокойный внутренний водоём, каким может показаться на первый взгляд. Это на блаженных берегах можно растянуться в полный рост и наслаждаться теплом и безмятежностью южной жизни. Для капитанов судов, Чёрное море – место полное опасностей: мелководий, песчаных кос, больших глубин, сильных течений и даже «скрытых водоворотов» — когда корабль может пойти «по дуге» и сбиться с курса, ибо в этом месте течение начинает образовывать большой круг (и потому невидимый для невооружённого взгляда).
И вдоль берегов опасностей/препятствий более чем хватает. Однако именно центр Чёрного моря — «кладезь» всех вышеперечисленных вещей, что создаёт дополнительные препятствия для успешного завершения маршрута. Нет, конечно, пройти можно (ни один человек, связанных с мореходством, не будет использовать термин «проплыть»). Но зачем лишние трудности и опасности, когда есть маршруты, «прохоженные» даже не столетиями – тысячелетиями!
Особенности устройства центра Чёрного моря
Несмотря на это, в самом центре Чёрного моря присутствуют свои загадки, которые вызывают недоумение со стороны научного сообщества. Например, большинство круговоротов в центре, вне зависимости от масштаба, идут против часовой стрелки. Так же некоторые водовороты столь большие, что впору говорить об отдельных кольцевых течениях в этом регионе. И это при том, что большинство «стандартных» течений здесь регулируется исключительно «розой ветров».
Иными словами, выходит так, что центр Чёрного моря – будто бы совершенно отдельное образование, которое живёт своей жизнью. Поэтому многие учёные иногда выдвигают предложение переименовать эту локацию, так как она совершенно не соответствует общим правилам «построения» «прочего» внутреннего водоёма.
Центр Чёрного моря абсолютно безопасен с точки зрения «твёрдых препятствий» — нет кос, островов и крупных объектов. Рыбная ловля там – это малоэффективное мероприятие, так как доказано, что большие косяки рыб туда не заходят. Да и вообще, Чёрное море – очень глубокий водоём. И ниже 100 метров от поверхности трудно найти хоть какую-то жизнь. Так – группы бактерий, которые не боятся «господствующего» сероводорода возле илистого дна.
«Тягуны» и апвеллинги
Мне очень нравится профессиональный сленг моряков. Есть в нём что-то «не от мира сего» — суровое, тестостероновое, пропахшее мазутом и морской волной. Именно поэтому настала пора рассказать о нескольких специфических вещах, присутствующих, как в центре Чёрного моря, так и в большинстве других морей и водоёмов земного шара.
Например, «тягуны» — опасные, резкие, непредсказуемые течения, на которые часто сетуют черноморские мореплаватели. Свойства «тягунов» можно высмотреть в самом названии – судно как бы «тянет» в сторону и, если зазеваться и не подправить ход, можно настолько сильно сбиться с курса, что протаранить какую-нибудь подводную косу либо вовсе сесть на мель.
Особенно часто «тягуны» проявляют себя именно на Кавказском побережье. Там роза ветров меняется чаще всего и является наиболее непредсказуемой.
Апвеллинги – это тоже течения. Но не горизонтальные, а вертикальные. Крупным судам они, чаще всего, не помеха (хотя, согласно одной из теорий, именно апвеллингами объясняется частое исчезновение судов в Бермудском треугольнике). В Чёрном море вертикальных течений также немало. И немало местных «морских» преданий рассказывает о том, как какая-то неудачливая рыболовецкая шхуна не вернулась из морских просторов ровно потому, что исчезла под водой, поглощённая этой предательской природной силой.
Но и без тягунов и апвеллингов проблем хватает. К примеру, самые крупные водовороты фиксируются у болгарского побережья – там, диаметр кругового течения воды достигает колоссального размера в 50 и более километров в диаметре.
Причём сила такая, что с ней нередко не справляются и самые современные двигатели/гребные винты.
Альтернатива «Бермудскому треугольнику»
Некоторые поклонники конспирологических теорий ведут подсчёт особой статистики – отмечают суда малого и крупного масштаба, которые сгинули в акватории Чёрного моря. Конечно, с улучшением технологий кораблестроения, в последние 100-200 лет происшествий практически нет. Однако когда Российская империя только осваивала этот регион, постепенно вытеснив Османскую империю с оспариваемых территорий, в центре Чёрного моря исчезали не только рыболовецкие шхуны, но и крупные военные суда.
Как считают некоторые теоретики, центр Чёрного моря – прекрасная альтернатива Бермудскому треугольнику.
Особенно с учётом того, что именно здесь может совершенно неожиданно возникнуть шторм, который способен легко «разобрать по доскам» несовершенное деревянное судно.
К слову, наибольшая глубина располагается именно здесь – это факт, который общеизвестен. И глубина столь большая, что определить то, сколько сейчас судов лежит на дне «русского Бермудского треугольника» практически невозможно – они давно слились с рельефом ущелистого и холмистого морского дна.
Но многие учёные совершенно оправдано считают, что именно в этом месте находится «земля обетованная» для любого археолога – судоходство здесь шло ровно с того момента, когда человечество освоило судостроение и обрело малейшие навыки навигации. Естественно, основное количество затонувших судов везло на продажу самые редкие товары своего времени, а также золото и серебро.
Чисто гипотетически, если кто-то разработает глубоководный аппарат, способный выдерживать колоссальное давление водной толщи и захватывать манипулятором те или иные объекты с морского дна – этот человек и/или организация может и сказочно обогатиться, и подарить миру огромное количество невероятных исторических открытий.
«Только военные суда»
Современные капитаны и флотоводцы предпочитают не рисковать и не соваться в зону повышенной опасности. Но если гражданским судам судоходство в указанном регионе полностью запрещено, то военные корабли нет-нет, да заглядывают в этот регион, что только увеличивает количество конспирологических теорий.
Конечно, я не склонна верить в выкрики «кликуш» о древней Атлантиде в этом месте либо о присутствии какой-то реально существующей морской цивилизации. Однако с самого детства все мы, хотя бы чуть-чуть, желаем верить в сказку. И теория вероятности приходит нам в этом на помощь – никогда нельзя со 100% вероятностью отвергать ту или иную гипотезу либо теорию. Даже самую странную на вид и невероятную «на слух».