Здравствуйте. Большие деньги могут испортить почти любого человека. Но как заоблачные гонорары влияют на наших актёров? Мы обсуждали с вами в недавних статьях эту тему, и мне вспомнилось парочка историй, которыми хочу поделиться с вами. Очень хочется обсудить этот важный и сложный вопрос!
Дорогие читатели, я не хочу, чтобы эта статья воспринялась вами, как приступ моей лютой зависти к более успешным коллегам. Я лишь выскажу свои мысли про деньги и искусство. К тому же, я и сам испытал на себе то, что сейчас опишу ниже.
Итак, начинающему и «зелёному» актёру почти всегда очень трудно пробиться в мир кино и театра. Молодые артисты частенько готовы снятся в чём угодно и за любые копейки. Некоторые и бесплатно себя предлагают, лишь бы наработать хоть какой-то опыт и мелькнуть на экране. Но как только артист «попадает в обойму», у него обязательно появляется избирательность и деньги становятся в этой избирательности, как правило, во главу угла!
Когда ты получаешь десятки, а то и сотни тысяч рублей за одну смену, на меньшее деньги многие артисты не соглашаются. И именно в этом я вижу огромнейшую проблему. Именно поэтому часто страдает наша культура! Начну со своей истории жадности и глупости.
На втором и третьем курсе театрального института мне посчастливилось снятся в нескольких сериалах не самого дурного качества. У меня даже появился свой собственный агент (а вернее агентша), и я подумал тогда что карьера моя пойдёт теперь только вверх, да ещё и самым стремительным темпом, а богатство и слава уже совсем рядом. (Сейчас вспоминаю и думаю — какой же я был недалёкий…)
Агент отправляла меня на различные кинопробы, а при их успешном прохождении мы обсуждали гонорар. И так вышло, что меня начали утверждать на сразу два проекта. Ох, как же я собой гордился! И я тогда поверил в свою уникальность и твёрдо решил, что меньше 300 долларов за съёмочный день я получать не могу и не буду. Начали торговаться со студиями и, в итоге, оба проекта меня не утвердили.
Но были ещё предложения, поэтому я не отчаивался. Да и где-то удавалось сниматься. Хоть и на небольших ролях, но деньги зарабатывал. А однажды, я прочитал просто замечательный сценарий и мечтал там сняться, но денег у студии почти не было. Я отказался — ведь не гоже «студенту Щепки с большим опытом съёмок» работать за 3000 рублей в день. Но я быстро понял, что совершил огромную ошибку — кино получилось невероятным, хоть это и был фестивальный проект, но он получил много наград, а артиста стали везде с руками отрывать.
А потом у нас начались дипломы, педагоги перестали отпускать на съёмки, а после я попал в труппу театра, и худрук сказал, что в первом своём сезоне о съёмках вообще надо забыть. Разумеется, агент о меня ушла, я полностью выпал из киношных кругов и потом долго навёрстывал. С тех пор я дал себе обещание читать сценарии и сниматься (если, конечно, утвердят) в интересных проектах, и не важно сколько за это платят. Сейчас анализирую — тогда я думал только о деньгах и полностью забыл про искусство. Я могу назвать это только жадностью и ни как иначе, ну и глупостью, как уже упомянул выше. В глазах доллары и всё.
Недавно разговаривал со своим товарищем по театральному. Он сказал, что его пригласили в очень интересный сериал, но денег мало и он отказался. Говорит — не стоит игра свечь. А как же интерес? — спросил его я. Нет денег — нет и интереса! — такой ответ я услышал. Или вот ещё одна довольно известная в актёрских кругах история, которая вспомнилась мне по этому поводу.
Мой знакомый режиссёр, о котором я иногда пишу, снимал когда-то давно кино за совсем небольшие деньги. Деньги он искал сам у частных инвесторов и рекламодателей. Он сам писал сценарий и когда писал представлял на одну из главных ролей Михаила Пореченкова. Под него и его органику и писал. Кое-как уговорил его на гонорар в три или даже в четыре раза меньше обычного. Пореченков загорелся идеей, репетировал.
Но через какое-то время агенты Михаила позвонили и отказали, сославшись на то, что у Михаила нет времени и большая занятость. А занятостью оказалась череда рекламных роликов кисломолочных продуктов одной известной компании. И вот очень волнующий меня вопрос — стоит ли, даже состоявшемуся, большому и «звёздному» артисту выбирать проекты только из-за денег?
Кино у моего знакомого получилось хорошим, с крепким сценарием и получило несколько наград. Да, реклама отлично и греет карманы, но она же вызывает зрительское отторжение (согласны?) и совершенно далека от искусства. Вот как по-вашему — это жадность или просто бизнес и ничего личного, как говорится? Но разве можно искусство приравнять к бизнесу? Таких историй великое множество.
Но есть и противоположные примеры — однокурсник Пореченкова Константин Хабенский несколько лет назад снимался в фильме «Русский треугольник» без большого бюджета за копейки, а фильм потом номинировался на Оскар и получился очень даже неплохим. Или пример Алексея Серебрякова, который снимался в фильме про «Витьку Чеснока т Лёху Штыря» практически за бесплатно, только потому что ему очень понравился сценарий.
Значит есть среди наших «звёзд» артисты, думающие не только о деньгах. Я специально привёл в пример очень востребованных актёров, а сколько молодых «звёзд» отказываются от прекрасных фильмов и сериалов из-за денег. Так что это — жадность?