В «Законе Божьем» появление благодатного огня считают проявлением божественного чуда. Благодатный огонь Бог посылает на пасху с небес, и он сам зажигается в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, уверены христиане. Но недавно секрет благодатного огня был, наконец, раскрыт. И причины оказались вполне естественные — его зажигают зажигалкой.
Каждый год христиане ждут его, считая примером божественного чуда.
В семинариях учат, что благодатный огонь накануне пасхи сходит сам свыше. Люди его не зажигают. После того, как Бог зажигает благодатный огонь, местный архиепископ выносит его и раздает всем желающим. Это событие считается в христианстве одним из самых значительных доказательств бытия христианского Бога.
Так это событие традиционно представляют и в СМИ:
Ведущий НТВ подчеркивает, что благодатный огонь дарит христианам надежду на новую жизнь.
«Нас опять спасли!», — радостно написала официальный представитель МИД России Мария Захарова в своем Telegram-канале.
Благодатный огонь потом везут из Храма Гроба Господня и распространяют среди христиан других стран. В Москву Благодатный огонь доставили специальным рейсом в ночь на 5 мая, чтобы патриарх Кирилл его использовал во время пасхального богослужения.
Однако в этом фундаменте недавно появилась серьезная трещина.
В храм специально никого не пускают несколько дней кроме самих служащих. Полиция обыскивает храм в поисках зажигалок и спичек, чтобы исключить естественные причины. Потому христиане по всему миру и считают это божественным вмешательством.
Греческий журналист Аликакос впервые рассказал, как на самом деле сходит благодатный огонь. За это его судили, но суд в итоге оправдал.
Источники вполне надежные. Аликакос взял интервью у архиепископа Исидора — хранителя и настоятеля Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Тот и признался, что никакого чуда не существует, а зажигает он сам зажигалкой.
Иерусалимский патриархат подал на Аликакоса в суд, разбирательства шли в течение пяти лет. Журналиста обвинили в том, что он распространяет ложь, а информацию получил незаконно, притворившись туристом. Аликакоса в мае 2024 года окончательно оправдали.
Фрагмент из интервью:
— Я хочу у вас спросить: вы заходите внутрь, зажигаете лампаду над Гробом Господним, а потом выходите для того, чтобы Патриарх нашел ее уже зажженной? Это так или нет?
— Да, это так.
— Вы также зажигаете и лампаду монахов-хранителей Гроба Господня?
— Да, там есть две лампады. Первую приносит главный ризничий, и есть еще одна лампада.
Журналиста обвинять бессмысленно — факты он не выдумывал, не подтасовывал. Более того, взял интервью у человека, ответственного за благодатный огонь.
Архиепископ Никифорос также подтвердил эту информацию. Он тоже зажигал благодатный огонь. Только если Исидор использовал зажигалку, то Никифорас — спички.
Но только так ли важен факт чуда христианам? В Библии и святоотеческих писаниях про благодатный огонь — ни слова. На Вселенских соборах, где были заложены основы догматики христианства тоже ни о каком благодатном огне не упоминается.
Благодатный огонь — феномен позднего христианства, впервые он был описан латинским паломником Бернардом Монахом в 867 году. Да и в целом, в святоотеческой литературе рекомендуется верить в Бога не за явные чудеса, а от души. В целом же, это традиция красивая и объединяет людей, причем во многих странах. Ее «рукотворность» никак не умаляет ее ценности для христиан.
Что же касается вопросов существования Бога — здесь я целиком соглашусь со знаменитым философом Иммануилом Кантом.
Кант утверждал, что логически и фактически доказать или опровергнуть существование Бога невозможно. Можно верить или не верить. Поэтому какие-то доказательства не нужны. Каждый человек — выбирает сам.
Благодатный огонь же — дань истории, когда народу, действительно, требовались визуальные чудеса, чтобы приобщиться к той или иной религии. Сейчас же — это вопрос духовного выбора каждого.
P.S. Отзывам многих верующих в комментариях я сильно удивлен. Оказалось, что Новый завет, постановления Вселенских соборов, святоотеческое писание для многих из них — пустой звук. А ведь там 0 информации про благодатный огонь, который появился довольно поздно и к первоосновам Церкви не имеет отношения.
Странно, что я, не будучи христианином, считаю эти источники религиозными авторитетами, а многие православные — нет. Что же они тогда читают, как изучают свою религию? По газетам и по тому, что старушка в притворе сказала? Это так себе источники.
Тем, кто верит Богу, не нужны чудеса и знамения. Онуфрий
И вера человека должна идти от души, а не быть основана на чудесах и знамениях. Вера от чудес — это признак слабой веры неофита, который только только знакомится с религией. Вера от души — признак здравого христианина.