Люди — везде люди. Везде нужно нашему брату когда-то мыться, справлять естественные надобности. И, разумеется, продолжать род.
Однако как же все эти дела сделать, если ты — оленевод, дитя Крайнего Севера? С легким чумом, за пределами которого полгода стоит температура в минус сорок градусов? Как принять тут душ, где найти туалет? Где взять горячую воду, наконец, вообще?
Разбираемся.
Туалет
Тут все просто как мычание. Те же ненцы издревле просто делали в снегу где-то за чумами особое углубление, которое обозначали специальной палкой. Иногда на эту палку даже рулон туалетной бумаги привесить могут.
Причем зимой ненцы умудряются делать свои дела так, что не снимали длинных теплых шуб — чтоб ничего лишнего не отморозить. Полы шуб отлично от мороза и тут спасают — делая такой нехитрый «домик».
— Но зачем нужна эта самая воткнутая палка? , — иногда спрашивают гости северных стойбищ у своих радушных хозяев.
— А вот от медведей, волков отбиваться, однако, — на полном серьезе отвечают хозяева. — Шутка на самом деле да. Просто место обозначает.
Правда, нужно было сделать так, чтоб за вами при справлении естественных надобностей олени не увязались — слишком уж неравнодушны эти умные копытные к соли, которую человек с мочой оставляет… Потому иногда та самая заветная палка может быть воткнута за сто-двести метров от общего стойбища.
Сегодня у оленеводов уже появляться биотуалеты.
Душ, стирка, умывание
Чтоб добыть воду, те же чукчи и ненцы просто топят снег. У входа в чум или ярангу стоят примитивные умывальники. Моются люди чаще всего за шторкой в отдельном углу кочевого жилища — над тазом или ведром, поливая себя из кружки.
Есть и более простая процедура, не требующая использования драгоценной воды — просто намазать свое тело оленьим жиром и, набросив всю возможную одежду, сесть подле жаркого костра или докрасна натопленной печурки. После чего достаточно сокрести этот жир да пот особым скребком вместе с грязью.
Сегодня у продвинутых северных оленеводов в дело идут уже особые мобильные бани и переносные печки, на которых весело греется чайник для утреннего умывания. Грязную воду хозяйки поутру выливают в стороне от стойбища.
Но вообще у северных кочевников особо мыться было не принято — считалось, что духи против частых помывок. И слишком большой любитель гигиены быстро помрет. Что не удивительно — в мороз при помывке несложно простудиться. А летом — пострадать от атаки вездесущего гнуса, от которого хорошо защищала хорошо задубевшая в меру грязная кожа.
Любопытно, что в 1960-е-1970-е годы власти пытались приучить тех же чукчей чаще мыться, устанавливая рядом со стойбищами бани. И предлагая каждому помышвшемуся бесплатный стакан водки. Страшно представить, сколько северных непривычных к алкоголю жизней унесла такая дикая «награда»…
Стирка, кстати, у северян очень проста. Грязные вещи просто развешивают на веревках между чумами или деревьями (если таковые имеются поблизости). И все отлично — мороз со снегом зимой их очистят не хуже хорошей стиральной машины!
Роды
Исстари у тех же чукчей роженице выделялся отдельный чум, где женщине помогали ее родственницы (включая мужа). Плюс опытная бабка-повитуха.
Сегодня в тундру за роженицей может прилететь и вертолет, что заберет даму в ближайшую поселковую больницу. Для вызова винтокрылой машины в семьях оленеводов есть особые спутниковые телефоны, выдаваемые руководством их регионов.
***
Отмечу и что сейчас северные оленеводы несколько обленились вообще. Зимой предпочитают кочевать поближе к крупным населенным пунктам, где могут и помыться, и вещи постирать «цивилизованным» способом. В том числе, сняв или даже купив здесь целую квартиру.
Но потом все равно уходят в тундру — кочевая жизнь у северных народов глубоко сидит в крови…