Километров через 20 ниже устья Витима и одноимённого посёлка близ него, вдоль типично ленских скалистых крутых берегов…
…встречает Пеледуй — ещё один ПГТ, даже чуть более крупный (3,5 тыс. жителей):
Выше по течению — речной порт и дебаркадер, на котором «Полесье» ждало как бы не больше людей, чем в Витиме:
И хотя из Витима сюда ведёт автодорога, въездной знак Пеледуя стоит над причалом. На нём изображён Иван Папанин — судовой механик из Севастополя, герой Гражданской войны в Крыму, нарком морских дел, а позже почт и телеграфов, но в первую очередь полярник, возглавлявший метеостанции на Земли Франца-Иосифа и мысе Челюскин, первую в мире дрейфующую ледовую станцию «Северный полюс» и наконец, в послевоенные годы — Северный Морской путь.
В 1933 году, по итогам работы на Челюскине, он и предложил построить судозавод в устье реки Пеледуй, с которого и начался посёлок. В 1970-х тут нашёлся скульптор-самоучка Андрей Свистунов, который соорудил в посёлке десяток памятников (включая этот), а в 1983 уехал на малую родину — в Чернобыль:
Центр Пеледуя толком не виден с реки, отделённый от неё аэропортом, ниже которого встречает и Пеледуйский судозавод. Как я понял, судостроительным он так и остался лишь на бумаге — фактически это ремонтно-эксплуатационная база, где, наряду с Жатаем близ Якутска, зимует и чинится половина флота Ленского объединённого речного пароходства. Даже летом до отказа набитый судами, затон находится совсем рядом с устьем Пеледуй-реки, которой принадлежат крутой берег и острые скалы:
Нынешний ПГТ построен на месте селения Малый Пеледуй, а за устьем стоял Большой Пеледуй, выросший из заимки и пашни крестьянина Ивана Панова, в 1665 году переселённого сюда с Украины. Но Никольская церковь (1860) была разрушена в советские времена, а последние старые избы за рекой опустели уже в 1990-х:
Населённые пункты уносятся за корму, словно брызги, а вокруг снова смыкается безлюдная тайга на скалистых сопках. Но увидев среди скал женский силуэт — верьте глазам своим:
На крутом берегу высится монумент с забористым названием «Мать Якутия — родине», представляющий собой женскую фигуру с геологическим молоточком в одной руке и осколками зеркал, олицетворяющих якутские алмазы, в другой. Законченная в 1983 году, 11-метровая скульптура стала последним творением Андрея Свистунова… и студентов речного училища, которые делали всю черновую работу. Во дворе техникума был установлен арматурный каркас, а затем на эти «кости» была положена «плоть» сукна и «кожа» гипса.
И можно представить, как «Мать-Якутия» нависала над избами Пеледуя, однако продолжалось это недолго: скульптуру разрезали на небольшие фрагменты, которыми, частью вручную на спинах всё тех же студентов, частью вертолётом, и доставили на эту скалу. «Народная стройка» растянулась на 10 лет, а по её итогам Свистунов и директор речного училища Алексей Хруслов вышли на покой да укатили на большую землю. И хотя у старожилов отношение к «Матери-Якутии» и её творцам неоднозначное, я бы назвал её главной достопримечательностью обоих посёлков:
Дальше я заснул и проспал почти до самого Ленска. Там по дороге, впрочем, кажется, нет отдельных ярких достопримечательностей — лишь три пройденных без остановок русских села Крестовская, Ярославский и Хамра да ставшие уже привычными скалы. Вот эти, кажется, я сфотографировал не просыпаясь, а после с удивлением нашёл при разборе фоток: