— Чего это она майку вдруг сняла, здесь так туристов принято встречать или это просто совпадение? — сказал я, проходя по горной деревне анимистов в Лаосе и увидев то, что совсем не ожидал …
— А нет, не совпадение, вон еще одна выкатила. Хорошее зрелище, стоит заметить, достойно… — не успел я договорить, как в затылок мне прилетел дружеский лещ от Андреа.
— Ты уж если пялишься, то хоть вслух не комментируй, наглец, — сказала она вдогонку.
— Да не пялюсь я, исключительно антропологический интерес, я тебе не рассказывал разве, что я ученый?
Деревни анимистов в Лаосе — это просто сундуки со странностями; вспомнить только, как я сходил в гости к народу кату, где беременных женщин выгоняют рожать в лес, чтобы мало ли злого духа не народили. Если вы статьи о них не читали, то я поделюсь ссылками в конце материала.
Сегодня же расскажу о моем походе через джунгли в деревню народа акха. Они живут в горах на севере Лаоса, в тысяче километров от народа кату, но быт у них не менее удивительный.
Путь сюда через джунгли занял у нас два дня — около 16 километров вверх и вниз по горам, через завалы и лианы. Это было очень крутое путешествие, и о нем я расскажу отдельно, а сейчас о деревне, которая была конечным пунктом похода. Моего второго похода через лаосские джунгли.
Немного разрушу интригу и скажу, что уезжал из деревни я все же на автомобиле. Да, сюда есть дорога — грунтовка вдоль обрыва, с таким количеством ям и опасных поворотов, что лучше бы я и обратно через джунгли ретировался.
Однако именно дойти сюда пешком, с ночёвкой в джунглях — вот это и было настоящим запоминающимся опытом, в котором деревня анимистов стала вишенкой на торте.
— Ворота руками не трогайте — будут большие проблемы, — начал свою экскурсию наш провожатый, имя которого, сколько ни старался, я так и не научился правильно выговаривать, в чем честно признался и обращался к нему уважительно «Мистер Гид».
Ворота в деревню, о которых шла речь, были обильно украшены самыми разными видами оружия, вырезанного из дерева.
— Мистер Гид, дайте угадаю… Зная анимистов, это для того, чтобы не впустить злых духов, верно?
— Садись, пять! — ответ гида переводился примерно так.
Смотрелись ворота, конечно, странновато, потому что они стояли сбоку от дороги, хотя… Злые духи, они же не на тук-туке приезжают, все верно.
— А обезьяна мертвая лежит — это злой дух не смог пробраться? — снова спрашиваю у гида.
— Обезьяна? Где? — отвечает удивленно Мистер Гид.
Я указываю на тушку недавно отправившегося к праотцам макака, лежащую в метре от ворот.
— Это жертвоприношение?
— Да нет, просто сдохла тут.
Может, конечно, и случайность, но очень уж демонстративно лежал обезъян, не дойдя до ворот совсем чуть-чуть. То ли он сам был злым духом, то ли, как в кино, пытался за воротами от преследования укрыться, но не дотянул совсем каплю. Грустно и таинственно…
Не самое оптимистичное начало визита в деревню, которую по итогу мне очень хотелось назвать деревней обреченности и уныния. Без шуток, попроси меня кто проиллюстрировать уныние как один из семи грехов, я бы позвал его в эту деревню… Однако на этом смертные грешки деревни не заканчивались, а только начинались.
У нас было два провожатых. Один из местных племен, на английском ни слова, эксперт по корешкам и съедобным кустам в джунглях. Он с нами не говорил, только учил добывать пропитание. А вот второй — городской, на английском говорит, историю знает, но судя по взглядам, которые на нас бросали местные, он тут не в особом почете, за то, что водит чужаков.
И вот заходим мы в деревню. Сначала провожатые, а следом за ними мы трое: я, моя девушка и еще одна туристка, которая случайно попала к нам в группу.
Я сразу за гидом иду, глаза скрывая за солнечными очками, разглядываю местный народ.
И вот смотрю я на первый дом: сидит женщина лет 26 в самой середине деревянной лестницы, ведущей на второй этаж (а дома в Лаосе все условно двухэтажные) . Сидит, значит, эта красотка — и почему-то вдруг, ни с того ни с сего, снимает с себя верх, выставляя напоказ сокровища народа акха, потом неспешно берет снятую футболку, отряхивает и надевает обратно.
Честно скажу, я удивился, и отойдя от хором дамы на десяток метров, задал вопрос гиду. Но он то ли меня не понял, то ли сделал вид, что не понял.
Ну ладно, произошло и произошло. Идем дальше, гид все рассказывает про анимистов и их интересные поверья. И тут на террасе другого дома, где сидят две молодые девушки и вокруг них носятся дети в возрасте 3 — 6 лет, происходит почти то же самое: одна из дам вдруг решает неспешно сменить футболку… И показательно замерев в промежуточном состоянии, смотрит в мою сторону…
Ек, ну это уже какой-то сюр…
Я снова обращаюсь к гиду: «Мистер Гид, это реально совпадение, безразличие или в этой деревне промышляют каким-то дополнительным бизнесом, о котором открыто говорить не принято? Потому что, простите мой испорченный ум, все это напоминает какую-то презентацию доп. услуг».
Гид растерянно говорит, что никаких доп. услуг здесь и быть не может. Ну и слава богу, думаю я, померещилось…
В общем, оказалось, что в жизни анимистской-деревенской просто не особо дамы заморачиваются по поводу того, чтобы скрывать свои красоты. Ну а кто я такой, чтобы в чужой огород ходить со своим уставом? Да на здоровье!
Однако, поверьте, на этом странности деревни не закончились.
Посмотрите на следующее фото. Я готов дзен свой поставить, вы не угадаете, что это за курятники такие, и каково их назначение.
Я и вправду подумал, что это для живности жилища, когда мы сначала прошли мимо одного такого крошечного домика на курьих ножках, потом мимо второго…
Каждый дом не больше 2 квадратных метра, высота потолка — метр. К каждому лесенка ведет… Ну точно для живности.
Однако когда мы подошли к склону, усеянному такими курятниками, я все же не сдержал любопытство и решил уточнить, что за назначение у этих сооружений, какого рода скотину там содержат. Уж явно не свиней, их-то пойди затащи по лестнице наверх. И услышав ответ, я долго не мог поверить, что гид не прикалывается!!!
Эти домики — подарки семей сыновьям-подросткам, которые начинают встречаться с девочками! Это дома для размножения, потому что по каким-то там их традициям продолжением рода заниматься в отчем доме нельзя, к неудачам!
Ну у анимистов — оно все вообще к неудачам, хотя какая вообще в жизни может быть удача, если тебя зачали в курятнике?
Я 3 раза переспрашивал, чтобы исключить любую возможность что-то недопонять. Но это именно домики для уединения молодых; возводят такие исключительно для мальчиков, девочкам не положены.
Оказалось, что в деревне есть три типа домов, и они все на курьих ножках. Есть курятники для молодежи, для утех, есть дома семейные — большие, где и детвора, и бабушки, и есть дома средние.
Средний дом — это такая бытовка метров 6 -7 квадратных для молодоженов с детьми. Потому что, опять же, спать со своими детьми в доме у родителей тоже к неудаче, поэтому молодые семьи, прошедшие уже стадию курятника, переезжают в домик побольше;
С утра до вечера они со своим детьми проводят время в доме родителей, а на ночь уходят к себе. И никаких тебе скандалов с жилплощадью формата «переписал квартиру на свояка» тут не бывает.
Свой большой дом пара строит сама по мере накопления денег.