19 июля 1893 года родился великий российский и советский поэт, пишущий стихи знаменитой «лесенкой». Расскажем самое интересное, что стоит знать о жизни и творчестве литератора-революционера.
Будущий писатель происходил из семьи запорожских казаков. Один из предков его был полковым есаулом, что давало право на наследуемое дворянство. Врочем, дворянами они были обедневшими. Отец уже служил третьеразрядным лесничим. Мама была украинкой. Сам маленький Володя детство провел на Кавказе и его первым языком (даже раньше русского) стал грузинский. Это позже давало ему право говорить о себе как о «рожденном между культур».
В 1906 году от заражения крови умер отец, Владимир Константинович. Он укорол палец иглой, сшивая бумаги. Из-за этого у Маяковского потом на всю жизнь развилась гермофобия (боязнь бактерий) — он не переносил вида шпилек, иголок и прочих острых предметов, часто мыл руки и даже носил с собой кусок мыла в мыльнице. Просто на всякий случай.
В том же году он с сестрами переехал в Москву, где учился в одном классе гимназии с братом Пастернака Александром.
На вступительном экзамене в гимназию сидевший в приемной комиссии священник спросил 13-летнего Маяковского, что такое «око». Тот, ответил, что это слово значит «три фунта» по-грузински. Узнав, что правильный ответ – «глаз», мальчик «возненавидел сразу — всё древнее, всё церковное и всё славянское». В гимназию мальчик всё-таки поступил, однако осадочек остался. По его словам, именно с этого случая и начались его футуризм и атеизм.
Увы, всего через год он был исключен из гимназии за неуплату за обучение — семья жила слишком бедно, чтобы позволить себе такие траты.
В Москве Маяковский сблизился с революционно настроенным студенчеством и в итоге был трижды арестован по делу о нелегальной типографии, а также за связь с группой, которая занималась «экспроприациями» (ограблениями в пользу партийной кассы) и помощь в побеге группе женщин-политкаторжанок из Таганской тюрьмы. Однако по первому делу его освободили по малолетству (ему было 15 лет), а по двум остальным — за недостатком улик.
Кстати, в тюрьме юный Маяковский вел себя дерзко и бунтовал против местных порядков. Из-за этого его часто переводили из тюрьмы в тюрьму (всего он их сменил четыре) и даже полгода провел в одиночной камере знаменитой Бутырки. Имено здесь он написал первую тетрадку стихов, которую у него отобрали на выходе (чему он позже радовался, стихи были слабые). Однако именно с этого момента он позднее вёл счёт собственному творчеству.
В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП и работал по линии партийной пропаганды (создавал и распространял листовки и прокламации). После двух лет арестов и отсидок он вышел из партии
В 18 лет он сошелся с богемной художницей Евгенией Ланг (двоюродной сестрой поэта Валерия Брюсова), которая вдохновила его на занятия живописью.
Кстати, дружбу с поэтом она пронесла через годы и уже в Париже, принимая его в гостях, написала его портрет.
Маяковский начал развиваться как художник. Он учился в подготовительном классе Строгановского училища, а позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (пожалуй, единственное место в империи, куда принимали сидевших по политическим статьям, без документа о благонадежности) откуда его через три года исключат за публичные выступления — правилами училища это было запрещено. Именно здесь он познакомился с Давидом Бурлюком и субкультурой футуристов.
С началом войны Маяковский рвался на фронт, но все его просьбы отклонялись из-за общеизвестной неблагонадежности поэта. В конце-концов благодаря стараниям Горького, его взяли служить в учебной автомобильной школе. Спустя год поэт во главе группы из семи солдат арестует генерала Петра Секретева, который эту школу возглавлял. Кстати, из его рук Владимир Владимирович незадолго до этого получил серебряную медаль «За усердие». Через несколько месяцев после этой истории Маяковский выхлопотал себе увольнение из армии.
Осип Брик выкупал стихи Маяковского пока тот служил в армии (солдатам печататься было нельзя) и публиковал их. Так вышли поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах».
Брики владели небольшим, но доходным коралловым бизнесом и к богеме не имели никакого отношения. Однако Лиля позже стала владелицей настоящего литературного салона в их квартире. Она превратилась в музу писателя, несмотря на имевшегося мужа. Тот добровольно уступил её другу то ли из-за здоровья, то ли из-за пропагандировавшейся тогда теории «стакана воды». Довольно продолжительное время они жили втроем в одной квартире, эпатируя этим общественность.
История Бриков и Маяковского легла в основу сценария фильма «Третья Мещанская» («Любовь втроём», реж. Абрам Роом, 1927).
Лилии он подарил кольцо-печатку с аббревиатурой ЛЮБ (Лилия Юрьевна Брик), если его вращать, то получалось «Люблю». Взамен получил такую же печатку с графическим орнаментом в виде буквы М или VV. Владимир Владимирович Маяковский.
Свое кольцо Лилия носила до конца жизни — даже когда оно уже было ей не по размеру, она вешала его на цепочке на шею.
Работая «рупором революции», Маяковский пользовался полным доверием советской власти и часто выезжал за границу с пропагандистской миссией. В одну из таких поездок он безответно влюбился в русскую эмигрантку Татьяну Яковлеву.
Существует легенда, что гонорар за одну из своих книг поэт потратил в цветочном магазине, оплатив еженедельную посылку букета женщине. Цветы продолжали приходить долгие годы после смерти поэта, что спасло Яковлевой жизнь, когда в Париж вошли немцы. Она продавала эти букеты, что позволило ей продержаться в самые тяжелые времена.
Помимо рисования и поэзии Маяковский еще писал сценарии и даже снимался в кино. Увы, целиком до нас дошел лишь один фильм с ним в главной роли. Это картина Евгения Славинского «Барышня и хулиган» (1918). Сценарий к ней написал сам поэт на основе «Учительницы рабочих» Эдмондо Де Амичиса.
С Есениным Маяковского связывали многолетние отношения соперничества-вражды-симпатии. Оба возглавляли влиятельные литературные движения. Оба были примерно одинаково талантливы, но если Маяковский был отчетливо поэтом будущего, то Есенин явно становился национальным поэтом.
Оба это друг в друге чувствовали и негласно признавали за оппонентом выдающийся дар. Однажды Маяковский страстно расхвалил стихи Есенина в редакции журнала «Новый мир», но тут же запретил кому-либо из присутствующих рассказывать об этом коллеге-поэту. Друг друга при этом они всегда ну упускали случая подколоть публично. За их противостоянием обожали наблюдать современники.
Есенин: «Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!».
Маяковский: «А каков закон судьбы ваших “кобылез”?»
Есенин: «Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах»…
Какой-то странный рок преследует корабли, названные именем поэта. Очень уж много из них по разным причинам вышли из строя или отправились на дно. Самая масштабная катастрофа в истории Латвии случилась в 1950 году, когда в Балтийском море затонул прогулочный теплоход «Владимир Маяковский». Жертвами кораблекрушения тогда стали 147 человек.