Традиционно повелось, что прародителями стеклодувного мастерства считаются итальянцы. Американцы сейчас из кожи вон лезут, стучат себя левой пяткой в грудь, мол мы подхватили пальму первенства и сегодня только у нас стеклодувное мастерство развито круче всех. Про Россию в этом деле не менее традиционно забывают. Считается, что у нас и мастеров именитых не было, да и стекло мы начали дуть слишком поздно.
Может оно и так, однако в крупнейшем музее стекла (Корнинг гласс музием, Нью-Йорк) в состав экспозиции посвящённой России входят два неприметных с виду стакана. Большинство посетителей музея проходит мимо этих стаканов, даже не удостаивая их своим драгоценным вниманием.
Между тем эти небольшие гранёные стаканы долгое время были одной из главнейших загадок российского ремесла, а их создатель, крепостной крестьянин Александр Вершинин, считается Левшой и Кулибиным российского стеклоделия.
Александр Вершинин работал мастером на Бахметьевском стекольном заводе в XIX веке. Из его рук вышли дорогие императорские сервизы из хрусталя, за которые сам император пожаловал крепостному золотые часы с гравировкой.
Но не про сервизы разговор.
Разговор у нас пойдёт про уникальные стаканы, которые крепостной Вершинин изготавливал в одиночку и никто до сих пор не смог повторить его работы.
Долгое время считалось, что стаканы Вершинина — это тончайшая роспись внутри массы стекла. Однако, к сожалению, один из стаканов разбили и когда начали собирать осколки удивились.
Да ещё как!
Оказалось, что внутри стекла не роспись, а композиция из натуральных материалов. Фигурки людей были расписаны красками, а всё остальное — деревья, трава, дома — всё это мох, щепа, настоящая трава, солома и прочие природные материалы.
То есть крепостной крестьянин взял простой гранёный стакан, вручную выдул точную копию его внутренней стенки из тонкостенного стекла. А в промежуток между слоями вставил свои композиции.
Но, самое интересное, заключается в другом: долгое время исследователи не могли понять, как Вершинин соединял два слоя стекла друг с другом.
Если запаивать холодное стекло раскалённой стекломассой, сами стаканы просто полопаются. Следов клея тоже не было обнаружено. Выдвигались совсем уже фантастические гипотезы, что слои сваривались подожжённым фосфором. Но тогда бы сгорела вставка или остались следы копоти.
А их не было!
Открыть загадку Вершининских стаканов помог случай. На реставрацию поступил один из стаканов, у которого был скол на верхнем ободке. Оказалось, что внешний и внутренний слои стекла склеены специальной фотополимерной мастикой, которая твердела и становилась прозрачной под воздействием солнечного света. Фактически крепостной крестьянин изобрёл прообраз УФ-клея на основе метакрилата.
Но «невозможность» стаканов заключается ещё в одном моменте. Два слоя стекла выглядят монолитным изделием. Просветов, зазоров, пузырьков воздуха не видно вообще от слова совсем.
Их просто нет!
Такая иллюзия монолитности создаётся только тогда, когда расстояние между слоями стекла не превышает 0,1 — 0,2 мм.
То, что сделал крепостной мастер в 1800 году, сейчас под силу супер-современному ЧПУ-станку с точностью класса А. То есть сложному прибору с отклонением в 0,25 от нормальной точности.
Хотите увидеть, как выглядел высокоточный станок-ЧПУ в начале XIX века?
Пожалуйста:
После этого американцы, итальянцы, чехи и французы пусть стучат себе хоть левой, хоть правой пяткой в грудь, да любой частью своего организма, но я точно знаю, что наши мастера были, есть и будут самыми «невозможными».