Запуск конвейерной сборки на заводе «Фольксваген Групп Рус», который когда-то принадлежал самому массовому европейскому производителю VW GROUP — это просто отличное событие для российской экономики и всех автолюбителей России. Независимо от того, на чем они ездят, и какому бренду отдают предпочтение.
Вводная часть
Из всех оставшихся на территории России автозаводов иностранных компаний, Фольксваген и Мерседес были самыми высокотехнологичными. От немецких инженеров, наладчиков, сервисных мастеров остался богатый опыт сборки Фольксваген Тигуан, Поло и Шкода Рапид. Осталась система управления производством и высококлассное оборудование. Здесь же в Калуге выпускались двигатели под седаны и кроссоверы, причем годовой объем собранных моторов вроде даже превышал планку в 150 тыс. единиц. Что касается общего количества авто, то завод был способен выдать за год больше 200 тысяч легковых авто.
Сейчас заводской комплекс называется AGR Automotive Group и находится под управлением ООО «АГР». Причем удивительно то, что немцы, официально продав производственные мощности всего за 125 млн. евро, еще и дали согласие на кодировку выпускаемых машин VIN-кодом, начинающимся с символов XW8.
Причем многие автоэксперты говорят, что ситуация с VIN по важности может даже перещеголять сам факт технического запуска завода. В конце концов на немецком заводе работали высококвалифицированные российские специалисты, пусть даже с частичным контролем со стороны Фольксваген. Поэтому в техническом плане проблем не было. А вот получить право на немецкий VIN –это событие. Это означает, что калужские машины не станут объектом тяжб и преследований за пределами России.
Ситуация немного прояснилась, когда руководство AGR Automotive Group объявило о модели первых автомобилей, собранных на «немецком» конвейере. Им оказался кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max. Мало того, первые Тигго 8 калужской сборки уже пошли в московские автосалоны.
Теперь все встало на свои места
Фактически производством машины на мощностях бывшего VW будет заниматься российская дочка Chery Motors, и именно благодаря вмешательству китайских товарищей история с заводом в Калуге завершилась куплей-продажей, переоформлением прав и окончательным запуском сборочных конвейеров.
Далее еще интереснее. Первые Chery Tiggo 8 Pro Max собирались по сути отверточным способом из комплектующих, привезенных скорее всего из Китая. Себестоимость сборки таких авто очень высокая, гораздо выше чем на материнских производственных площадках в Китае. Причем машины из Калуги продают даже дешевле, чем кроссоверы оригинальной китайской сборки.
Но китайские товарищи все равно упорно развивают и поднимают конвейерную сборку в Калуге. Сейчас даже идет процесс получения разрешительных документов еще на парочку моделей, на тот же Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 Pro. Обе модели уже можно считать слегка устаревшими, хотя кроссоверы довольно неплохо продаются на российском рынке. Еще вроде в планах освоить производство Omoda C5.
Разбираемся в логике
Чтобы разобраться в логике действий Cherry Motors можно вспомнить, что в 2022 г Tiggo 7 Pro Max было продано всего 19,2 тыс. единиц, а в 2023 г – 53,8 тыс. машин. То есть по логике в 2024 г объем продаж «семерки» должен составить больше 120 тыс. штук. И это только одной модели.
То есть на первый взгляд Chery Motors явно спешит застолбить место для разворачивания полноценного промышленного производства автомобилей. Потому как ближайшие конкуренты – Great Wall и Geely уже выкупили часть оставшихся без хозяев автозаводов европейских брендов, и при благоприятном стечении обстоятельств смогут предлагать свои кроссоверы по гораздо более низкой цене. Плюс скидка по утилизационному сбору.
Возможно, так оно и есть, но нужно учесть ряд обстоятельств. Во-первых, материнские компании в Китае крайне неохотно субсидируют производство за рубежом, если оно не выходит на полную прибыльность хотя бы в течение трех лет. Чтобы сделать завод в Калуге прибыльным Chery Motors должна загрузить работой все линии, цеха и вспомогательные производства. Причем комплектующие на 90-95% должны быть произведены здесь же, в России.
Завод строили специалисты и экономисты Фольксвагена, которые просчитали всю экономику и прибыльность до мелочей. То есть на заводе объем производства должен быть те самые проектные 200 тыс. авто, а это работа для трех тысяч человек персонала. Пока что у AGR Automotive Group в цехах работают 500 человек.
Chery Motors, как мне кажется, отстает от своих конкурентов. Тот же Geely уже имеет полноценное производство довольно неплохих Belgee Х50-Х70, а GWM под Тулой вовсю разворачивает сборку Хавалов и двигателей к ним. Но шансы вырваться вперед у Chery Motors есть, для этого требуется привезти в Россию новую модель, которая продавалась бы так же хорошо, как Tiggo 7 Pro Max в 2023 г. Кто помнит, кроссовер в прошлом году на голову опередил конкурентов.
С уважением, Владимир Воробьёв