В фильме – мужчина мечты, а в жизни – редкостный абьюзер, расставшись с которым нужно перекреститься локтем

«Москва слезам не верит» (1979)

В институте я училась в конце 90-х. И так как училась я по специальности «Культурология. Мировая художественная культура» («Теория и история культуры»), то все пять лет изучала всевозможные виды искусства – литературу и театр, музыку и изобразительные искусства, декоративно-прикладное и хореографию. Были у нас и предметы «История кино» и «Эстетика кино».

«Кино» вел доцент, окончивший в своё время ВГИК. Преподаватель с таким образованием, что и говорить, был авторитетом, особливо для нашей сибирской провинции. А если учесть, что в те времена во всей Сибири было всего два киноведа, и те в разных областях, то даже в том юном возрасте нам было понятно, что у нас есть редкий шанс получить действительно дельные знания.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Любовь с кино у меня тогда не случилась, а кое-что из истории и эстетики всё же усвоилось. Хорошо усвоилось, например, то, что все фильмы можно разделить на две категогии: есть фильмы про людей, а есть фильмы про идеи. И да, знаете, сколько потом ни смотрела, действительно оказывалось, что либо то, либо другое, и подходить к просмотру и пониманию таких фильмов следует по-разному. Про людей обычно интересно и эмоциональнее, а про идеи всегда концептуально и масштабнее.

Для меня «Москва слезам не верит» – всё же фильм про идеи, не про людей. Характеры там схематичные, образы стереотипные. Катя Тихомирова на самом деле не Катя, а одинокая женщина, которая разуверилась в сказках о принцах, но свято уверовала в то, что после 40 жизнь (в том числе и личная) только начинается. И Кать таких – легион.

А Гоша вовсе не Гоша, а мужчина мечты. Такие мужчины особо замечены в естественной среде обитания не были, однако как герои и персонажи они принципиально необходимы, дабы Кати могли спокойно жить и поддерживать себя верой в новую сказку о женском счастье.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Гоша в смысле «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юра, он же Гора, он же Жора» персонаж крайне положительный. Нам Катя сообщила:

– А у него нет недостатков. Он самый лучший человек на свете.

Я убеждена, что все попытки блогеров, психологов обвинить Гошу в том, что он абьюзер, не вполне состоятельны. Гоша не абьюзер как минимум по двум причинам. Причина первая: так задумано создателями фильма. Причина вторая: см. причину первую и делайте скидку на жанр.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

У этого фильма не было цели и задачи показать правду жизни. У него была цель показать сказку. Как по мне, так ему вполне бы подошло название в лучших традициях «Звездных войн», а-ля «Эпизод IV — Новая надежда».

У этого фильма не было цели и задачи показать психологическую правду и реальный, достоверный, продуманный до мелочей психотип. Гоша это схема, до реального психотипа или даже характера ему как до другой галактики на старом мерине. Поэтому и получили то, что получили: один эпизод противоречит другому, любая сцена служит рамкой для героя, а последствия поведения, решений и закономерностей межличностного общения просто игнорируются. Гоша-схема, Гоша-герой, Гоша-мечта не может быть абьюзером по определению.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Однако то, что хорошо на сцене не будет хорошо или даже приемлемо в жизни. Для интересного фильма нужен накал страстей, эмоции, динамика и драма. А драма строится по тем же законам, что и отношения в Треугольнике Карпмана, в котором люди играют роли Преследователя, Жертвы и Спасателя. В фильме «Москва слезам не верит» Баталов играет роль Гоши. Гоша никакой роли уже не играет. Он вне Карпмана и психологических концепций (во имя искусства и всего святого).

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Но. Если отринуть художественный вымысел, поэтический образ и красивый сюжет, если вырвать отдельный поступок Гоши из фильма и предположить, что такой поступок мог бы совершить реальный человек в обычной жизни, то вот в таком случае (и только в таком) мы получили бы чистой воды абьюзера, распознав которого надо выходить из отношений по первому звонку. Ибо в жизни «красиво как в кино» не получается.

У Кати и Гоши – получается, ибо это художественная реальность, визуально воплощенная мечта. А у жизни тупо не получается, ибо тут действуют закономерности психики примерно так же, как и законы физики: обойти их можно, но нужно дюже хорошо их знать. Самолет летает, но знаний по физике за 9-й класс явно недостаточно, чтобы его сконструировать и построить.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Итак, что же простительно Гоше, но должно было бы насторожить в обычном смертном?

На мой взгляд, это закидон с бегством, запоем и предсказуемым возвращением после 8 дней игры под названием «Поймай меня, если сможешь».

Взрослый, зрелый мужчина вдруг узнает, что его обманули / ввели в заблуждение. Да еще и по какому вопросу! У его любимой женщины выше должность и зарплата. Это какую надо иметь расшатанную психику, чтобы так болезненно отреагировать на такой факт?

Да, сейчас времена иные, критерием, который нещадно бьет по Эго, может быть что угодно: материальное благосостояние, физическая форма, уровень образования, социальный статус и т.д. Видела я, как оскорблялись некоторые мужчины, узнав о моем образовании. Оно у меня лучше, чем, пожалуй, у всех моих мужчин вместе взятых, а это немало, но это точно не повод болезненно реагировать.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Далее. Вместо того, чтобы поговорить о том, что ему это неприятно, некомфортно (знаете, есть такой способ коммуникации, называется «словами через рот»), мужчина гордо хлопает дверью и уходит в никуда. С горя. От отчаяния. Понятно, что в бульварных романах и фильмах это красиво, когда так мужик теряет голову и сходит с ума по своей избраннице, но в жизни-то такой пафос ни к чему.

Опущу момент, где мужик с горя пьет из-за женщины и предательства (этот момент малосущественен для темы статьи). А вот что существенно, так то, что Коля Гошу находит. И уговаривает. И убеждает. И приводит. А уговорить можно лишь того, кто позволяет себя убедить, ибо в тайне рассчитывает на то, что его, обиженку, сейчас уговаривать будут. Ути-пути, маленький. Тут уже Карпманом несет за три версты.

Мужик, после того как его хорошенько поуговаривали, словно царевна Несмеяна так уж и быть снисходит до того, чтобы вернуться туда, где он еще недавно дверью хлопал. Возвращается трезвый, чистый, красивый, уверенный в себе, благородный. Зачем пропадал, спрашивается? Бухать? Как бы не так.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Мужчина, который не умеет «словами через рот», пропадает на неделю-две, а потом красиво возвращается, на уровне психологических игр и ролей реализует очень специфический сценарий. Да-да, здесь уже на сцену выходит он самый, преследователь и Абьюзер.

Сознательно или подсознательно, но «пропавшая принцесса» понимает, что о ней будут беспокоиться. С психологической точки зрения это уже насилие: заставить страдать, беспокоиться, переживать, вымотать все нервы. Потом это создание приходит как ни в чем не бывало и говорит: «Ой, а вы что, меня искали? Да я же и не подумал, что вы будете беспокоиться…». Думал. Знал. Рассчитывал на это.

Эти 8 дней Катюху раздавили не по-детски. Ее настолько втоптали в «жертву», что теперь она точно будет и тапочки приносить, в рот заглядывать, и пылинки сдувать, и выполнять целый ряд крайне полезных команд.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Гоша в фильме – такой персонаж, от которого веет патриархальными ценностями (ну, должно веять по задумке, во всяком случае). Он из тех мужчин, что сказал – сделал. За ним как за каменной стеной. За ним можно быть за-мужем. А потому Катя может расслабиться, выключить «сильную женщину» и обрести женское счастье. Вроде бы и не важно, что Гоша приходит на ее территорию: он же мужчина, он там установит свои порядки.

А теперь снова отвлечемся от фильма и схематичных художественных образов. Если говорить о реальности, то тут всё довольно однозначно: установить свои порядки на чужой территории может только агрессор. А уж открытый или пассивный, это уже детали. То, что в фильме выглядит романтично, в жизни в 90% случаев привело бы к тому, что мужчина «Гоша» стал бы домашним тираном, а женщина «Катя» увязла бы в роли жертвы.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Когда реальной «Кате» следовало бы вычеркнуть реального «Гошу» из своей жизни и памяти?

Идеально, если бы сразу после того, как он обиделся и психанул на информацию о более высокой должности и зарплате.

Ежели сердечко дрогнуло, то можно на следующем звонке: когда без предупреждения и разговоров пропал на 8 дней. Именно в этот момент следует перекреститься локтем и поблагодарить бога за то, что вовремя отвел.

"Москва слезам не верит", скриншот.

«Москва слезам не верит», скриншот.

Но всё это, естественно, исключительно в тех случаях, когда женщина взрослая, психологически зрелая, а не любительница острых ощущений в виде выноса мозга и психологических игр.

Да, что хорошо в кино, то в жизни – не дай бог. Там, где драма оправдана художественным вымыслом, это красиво и романтично. Там, где такая драма оправдана манипуляциями и психологическими играми, это приводит к абьюзивным отношениям. Гоша в кино ни разу не абьюзер. А вот мужчина, который ведет себя как Гоша в реальной жизни, абьюзер с вероятностью 90 %.

В фильме – мужчина мечты, а в жизни – редкостный абьюзер, расставшись с которым нужно перекреститься локтем
После разговора с немкой о семейных ценностях была просто в шоке
После разговора с немкой о семейных ценностях была просто в шоке от ее взглядов на жизнь. Чем мы отличаемся от них?