Уже отснятый материал подлежал уничтожению, но режиссер сумел сохранить пленки и восстановить их в наше время. Советские зрители так и не увидели комедийную мелодраму с молодыми артистами Рижской киностудии, которым скоро предстоит стать звездами всесоюзного масштаба.
Ивар Калныньш, Регина Разума, Мирдза Мартинсоне, Улдис Думпис, а также уже опытные и популярные Эльза Радзиня и Анда Зайце. Если какие-то имена вы забыли, то наверняка будете помнить их в лицо.
В советском кинематографе можно привести немало примеров, когда художественные фильмы по тем или иным причинам запрещали. Либо прямо лишали проката в кинотеатрах и показов по ТВ, либо присваивали «неугодным» картинам 4-ю прокатную категорию и выпускали их ограниченным тиражом на национальных окраинах и в сельских клубах.
Редчайший (но не единственный) случай в советском кинематографе – картину запретили прямо во время съемок. После очередного просмотра кинематографическими начальниками из Москвы отснятого в Прибалтике материала.
Что же такого натворила съемочная группа?
Летом 1974 года на Рижской киностудии начались съемки цветного художественного фильма «Приморский климат». Опытный режиссер Роланд Калныньш (1922-2022) планировал создать комедийную мелодраму с элементами сатиры на отдельные недостатки в жизни советского общества. Ничего провокационного, обычная критика бюрократов, бездельников и разного рода проходимцев.
Казалось, ничто не предвещает беды. К любовной истории трудно придраться. Сценарий киностудия утвердила без правок.
Картина рассказывает о молодом любвеобильном работнике газовой службы Эрике (Ивар Калныньш) и двух его друзьях, которые знакомятся с очаровательными барышнями, представляясь большими начальниками. На предприятии три раздолбая стараются избежать любой реальной работы, зато с удовольствием играют в любительском театре, где ставят трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра».
Однажды главный герой «подкатывает» на пляже к симпатичной молодой даме по имени Дайна (Регина Разума), рассказывая ей, что он главный инженер обувной фабрики. Завязывается знакомство, отношения, а вскоре Дайну принимают на работу в газовую службу, где ее назначают непосредственным начальником своего кавалера.
«Главный инженер» сконфужен, а его возлюбленная торжествует. Вот теперь-то она отыграется на обманщике. Но не тут-то было, любовь оказывается сильнее…
Конфликты персонажей будут происходить на работе, на отдыхе, в общественном транспорте и в любительском театре, где главные герои получат роли Антония и Клеопатры.
По задумке вполне работоспособный сюжет.
Да, там выставляют напоказ советского руководителя — начальника газовой конторы, ленивого и бестолкового, который убивает рабочее время разгадыванием кроссвордов и боится принять любое решение. Да, в сценарии критикуют нарушителей трудовой дисциплины и бракоделов, а заодно и качество советских товаров. Да, смеются над показухой и очковтирательством.
Но все это советский зритель уже видел и еще не раз увидит в журнале «Крокодил», в киножурнале «Фитиль», в многочисленных комедиях. Почему же «Приморский климат» был запрещен?
По рассказам создателей картины в августе 1974 года их вызвали в Москву, в Госкино, чтобы показать рабочий материал – отснятые пленки. После предварительного просмотра центральное руководство подвергло критике стилистику картины и рекомендовало использовать более реалистичное изображение советских тружеников.
Съемочная группа вернулась в Ригу, но тут Ивар Калныньш сломал нос. Съемки пришлось остановить на неопределенное время. По непонятной причине возвращение главного героя затянулось, простой нарушал графики других актеров и членов съемочной группы.
И исполнителя главной мужской роли поменяли.
На тот момент 26-летний Ивар мало кому известный актер, за плечами которого несколько ролей второго плана в латвийских фильмах. Ему быстро нашли замену, тоже молодого красавца. С театральным актером по фамилии Витолс, который ни до, ни после в кино не снимался, отсняли несколько сцен (эти кадры не сохранились) и повезли их в Москву.
Заключение Госкино СССР от 13.12.1974 года гласило, что «выбранное создателями фильма творческое решение не соответствует драматическому материалу сценария» и «дальнейшая работа не имеет смысла».
Через две недели руководство Рижской киностудии приняло решение об остановке съемок и списание расходов в убыток. Отснятые материалы подлежали уничтожению из-за своей «ненужности», хранить их в архиве студия не собиралась.
Советских чиновников можно понять. «Приморский климат» если не поражает, то, по крайней мере, удивляет визуальным рядом, гротеском и абсурдностью. И абсолютно несоветскими образами обычных советских людей.
И действительно, если вы посмотрите «Приморский климат», то с трудом поверите, что это снято в СССР середины 70-х. Лишь всегда узнаваемые Ивар Калныньш и Мирдза Мартинсоне не оставят сомнений в происхождении картины.
Получилось настоящее «преклонение» перед западным искусством, перед капиталистическим образом жизни. А подобная безыдейность и бездуховность недопустима на советских экранах.
Сегодня «Приморский климат» можно легко посмотреть. Часть пленок, примерно на 30 минут экранного времени, сохранились, благодаря режиссеру. В 1992 году Роланд Калныньш смонтировал из них одноименный короткометражный фильм.
Сегодня лента доступна с русским любительским переводом. Любой зритель может насладиться или разочароваться необычной эстетикой, вспомнить хороших прибалтийских артистов.
Вот только оценить исходный замысел создателей картины вряд ли удастся. Сохраненные пленки фрагментарны, относятся к разным сценам из фильма. Происходящее в короткометражке выглядит сумбурно и совершенно несвязно.
Например, в чем смысл персонажа 23-летней красавицы Мирдзы Мартинсоне?
И чем закончатся отношения главных героев?