В очередной экспедиции Богдана Булычева команда вышла на берега Северного Ледовитого океана и случайно нашла вмороженный в лед старый заброшенный корабль. Вернувшись, очень интересно было узнать информацию о нем.
Пассажирский пароход «Bore II» был построен для Финской судоходной компании Bore в Турку и был ей передан 12.12.1938. Почти сразу же «Bore II» был введен в эксплуатацию как пассажирское судно под Финским флагом, и уже 05.01.1939 отправился в свой первый рейс по линии Турку (Финляндия) – Стокгольм (Швеция).
Судно обладало невероятным комфортом. Оно было одним из немногих небольших пассажирских судов в Мире и первым судном Финляндии, на котором был пассажирский лифт. Предполагалось, что «Bore II» будет перевозить пассажиров во время проведения XII Летних Олимпийских Игр, которые должны были состояться в 1940 году в Хельсинки (но не состоялись из-за начавшейся в 1939 году Второй Мировой Войны).
В сентябре 1939 года началась II Мировая Война, не смотря на это благополучно дожило до завершения боевых действий, так как не принимала участия в боевых действиях. Часть торгового флота Финляндии подлежала репарационным требованиям, так пароход «Bore II» попал под Советские репарационные требования, и перешёл по репарации к СССР фактически в конце 1944 года, совершив переход из Турку в Ленинград, пароход «Bore II» был официально принят Советским Союзом в качестве военных репараций, и в этот же день судно получило своё новое название – «Петродворец», а его новым портом-приписки становится Ленинград.
О теплоходе «Петродворец», бороздившем водные просторы Якутии в 70-е годы и корпус которого мы обнаружили в Ванькиной губе, ходили легенды давно. Считается, что он принадлежал лично бывшему президенту Финляндии К. Маннергейму и был его яхтой в годы войны. Я покопался в архивах и вот что нашёл: «яхтой Маннергейма» окрестили по незнанию обычный пассажирский пароход. Дубовая и медная («президентская») отделка, инкрустация по дереву, прекрасная мебель для западного пассажира уже тогда были нормой.
Напомню, пароход «Боре-11», построенный фирмой «Крейтон-Вулкан» в Турку, вступил в строй в декабре 1938 года и перевозил пассажиров вокруг Финляндии, ходил с рейсами до Швеции и Германии. В СССР он пришел после ремонта в 1950 году, был вначале приписан к Одессе, затем «перешел» к Балтийскому морскому пароходству. В 1958 году в Ленинграде с него сняли маломощную паровую машину и поставили шведские дизели, очень надежные и мощные. Теплоход, переживший второе рождение, использовался даже для круизов, но в 60-е годы, в связи с поступлением на флот новых современных лайнеров, был передан в Мурманск, где и работал до 1973 года.
Паспортные технические характеристики судна впечатляют и сейчас: водоизмещение — 2442 тонны, длина — 77,5 м., ширина — 12 м., осадка — 5,24 метра. 2 дизеля развивали мощность в 2500 лошадиных сил. Скорость — 13,2 узлов (чуть более 20 километров в час).
В общем, с приключениями, бывший «финн» оказался на южном побережье Арктики», в Море Лаптевых. «Петродворец» доставили в Ванькину губу и поставили на рейд, где он служил общежитием для добытчиков олова. В связи с нерентабельностью добычи олова, теплоход был там брошен и одним бортом сел на мель. В 1981 году зимой с него были сняты клинкеты и во время шторма в конце августа 1981 года во внутрь корпуса судна попало много воды, а машинное отделение было затоплено.
Вот и прямо сейчас «Петродворец» брошенный экипажем стоит на мели в Ванькиной губе, вмёрзший в льды Северного Ледовитого океана, храня в себе интересную историю.