За века истории мореплавания Мировой океан стал последним пристанищем для множества моряков, оставивших после себя рассказы о «кораблях-призраках» и неразгаданных тайнах.
Несмотря на значительный прогресс в области средств связи и радиолокации, облегчающих поиск и спасение судов в беде, загадочные исчезновения судов продолжают происходить и в современную эпоху. В некоторых случаях пропавшие корабли находят лишь после долгих лет, добавляя еще одну страницу в загадочную историю моря.
Marine Sulphur Queen
В 1963 году без следа исчез американский танкер T2, известный как SS Marine Sulphur Queen. Случилось это в водах Мексиканского залива. Танкер отправился из Техаса в Норфолк, штат Вирджиния, 2 февраля, с грузом в 15 тысяч тонн жидкой серы, однако пункта назначения он так и не достиг, и никаких сообщений о бедствии с него не поступало.
Таинственное исчезновение огромного судна вызвало множество домыслов и теорий. Среди возможных причин предполагались бурное море, неисправности, была весьма вероятной гипотеза о взрыве серы, но доказательств, подтверждающих эти теории, найдено не было.
На борту танкера в момент крушения находились 39 членов экипажа — все они были признаны пропавшими без вести. Найденные обломки судна и свидетельства членов экипажа, ранее служивших на борту танкера, помогли раскрыть часть тайны: расследование береговой охраны подтвердило предполагаемые недостатки в техническом состоянии судна.
Установлено, что на борту часто возникали пожары в резервуарах с серой, многие температурные датчики были неисправны, а многие детали сильно проржавели.
«Мария Целеста»
«Мария Целеста» — британо-американское торговое судно, ставшее известным после того, как было найдено пустым, дрейфующим в Атлантическом океане. 4 декабря 1872 года оно было обнаружено кораблем «Деи Грация» на расстоянии примерно в 600 миль от португальского побережья.
Таинственное исчезновение экипажа «Марии Целесты» остается одной из величайших морских загадок. Шлюпка для спасения на борту отсутствовала, а единственными видимыми повреждениями были сорванные створки носового люка и частичное затопление трюма. Личные вещи и ценности членов экипажа остались на своих местах.
Судьба капитана Бенджамина Бриггса, его семьи и семи членов экипажа осталась неизвестной. Среди множества теорий, пытающихся объяснить их исчезновение, были версии о столкновении с неизвестным плавающим объектом и предположения о страховом мошенничестве со стороны моряков, инсценировавших свое исчезновение для получения страховки.
Kaz II
В 2007 году в 88 морских милях от побережья Квинсленда, возле Большого Барьерного рифа, был обнаружен очередной корабль-призрак — это был десятиметровый катамаран, принадлежащий 56-летнему австралийцу Дереку Баттену. Баттен вместе с двумя друзьями отправился в путешествие из Эрли-Бич в Таунсвилл 15 апреля, а уже через три дня судно Kaz II было найдено дрейфующим без единой души на борту.
Полиция, проводившая осмотр катамарана, обнаружила ряд необычных деталей: двигатель судна был запущен, паруса подняты, что указывало на недавнее использование судна. На борту остались личные вещи экипажа, включая деньги и документы, включенный ноутбук и даже приготовленная, но так и не съеденная еда! Однако сами члены экипажа так и не были найдены.
Ourang Medan
История SS Ourang Medan, голландского грузового теплохода, окутана тайной и привлекает внимание поклонников необъяснимых событий. По сообщениям, в 1947 году несколько кораблей, находящихся в Малаккском проливе, получили тревожные сигналы SOS. Отправленное с Ourang Medan сообщение было шокирующим: «Все офицеры, включая капитана, мертвы. Лежат в кубрике и на мостике. Я умираю». После этого наступила мертвая тишина.
Американский корабль, который направился к месту вызова, обнаружил чудовищную картину: весь экипаж теплохода был мертв, включая собаку, и на всех лицах были заметны гримасы страха. Когда спасатели попытались отбуксировать корабль, из его недр вдруг показался дым. Из-за опасности детонации буксирный трос был перерезан, вскоре Ourang Medan действительно взорвался и ушел ко дну.
Существует множество теорий о причинах трагедии, включая утечку химических веществ, отравление газами, даже гипотезы о НЛО и паранормальных явлениях. Вместе с тем отсутствие конкретных свидетельств и даже официальных записей о существовании корабля заставляет многих считать историю SS Ourang Medan лишь морским фольклором или мистификацией.
«Копенгаген»
Загадочное исчезновение датского пятимачтового барка «Копенгаген» в 1928 году является одной из многих неразгаданных морских тайн. Построенный в 1921 году по заказу Восточно-Азиатской компании, парусник использовался в основном для перевозки зерна и отличался высокими техническими характеристиками, имел современный дизельный двигатель и электрические такелажные лебедки.
«Копенгаген» вышел из Буэнос-Айреса в декабре 1928 года и взял курс на Австралию, на его борту был экипаж из 15 моряков и 44 кадета из копенгагенской мореходки. Однако путь корабля к австралийским берегам вскоре оборвался: спустя неделю после отплытия судно пропало без вести.
Судьба экипажа осталась неизвестной, как и причины исчезновения корабля. Существует версия, что барк мог потерпеть крушение где-то между устьем реки Ла-Плата и островами Тристан-да-Кунья, возможно, столкнувшись с айсбергом, подобно «Титанику».
«Любовь Орлова»
Советский круизный лайнер с двумя палубами стал своего рода «Летучим голландцем» современности. Сделанный в Югославии в 1976 году по заказу Леонида Брежнева, этот корабль был назван в честь известной советской артистки и первоначально эксплуатировался Дальневосточным морским пароходством. В конце 90-х годов (точные данные варьируются между 1996 и 1999 годами) судно было продано иностранным операторам и ходило в круизы по Арктике и Антарктике.
Судьба лайнера в последующие годы складывалась неблагополучно. В Канаде его конфисковали в порту Сент-Джонс из-за банкротства и долгов судовладельца, а в 2013 году судно, уже аварийное, было продано на металлолом и направлено в Доминиканскую Республику для утилизации. Однако в пути буксирный конец лопнул, и «Любовь Орлова» осталась дрейфовать в Атлантическом океане.
В последующие годы появлялись сообщения в СМИ о наблюдениях корабля у североирландских берегов, а в 2017 году английский таблоид The Sun заявил, что развалины судна с полчищами крыс-людоедов были найдены на пляже в Калифорнии.
«Сан-Хуан»
Аргентинская подводная лодка ARA San Juan (S-42), построенная в Германии и введенная в эксплуатацию в 1985 году, относилась к классу TR-1700. Это была одна из самых скоростных дизель-электрических субмарин в мире, однако её технические характеристики не смогли предотвратить трагедию.
15 ноября 2017 года, во время патрульной миссии в Южной Атлантике, «Сан-Хуан» передал сигнал о неисправности в системе электроснабжения. Последняя передача с подлодки свидетельствовала о поступлении на борт морской воды и возникновении короткого замыкания. Был зафиксирован звук, который мог говорить о взрыве и с тех пор 44 члена экипажа пропали, на связь лодка больше не выходила.
Поисковая миссия международных сил не увенчалась успехом. 30 ноября Военно-морской флот Аргентины официально заявил о предполагаемой гибели всех находившихся на борту. Спустя почти год после исчезновения, в ноябре 2018 года, обломки «Сан-Хуана» были обнаружены на глубине около 800 метров недалеко от полуострова Вальдес.