25 января в кинотеатрах начали крутить долгожданный фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита». Снимали его несколько лет, раз за разом откладывая премьеру. У меня к проекту был большой интерес, т. к. Булгакова очень люблю. Он из тех авторов, которые всегда актуальны.
Чего я ждала от новой экранизации? Наверное, какого-то свежего взгляда на классическое произведение. Я люблю авторское кино, но когда оно все же следует сюжету. По факту мы увидели очень отдаленные отсылки к Михаилу Афанасьевичу..
Как вы все знаете, у Булгакова события разворачиваются на двух планах. Это Москва, где в психиатрической лечебнице Мастер рассказывает свою историю. А позже появляется Воланд с компанией. И в древней Иудее, где оживают страницы запрещенного романа. Сценаристы во главе с господином Локшиным решили добавить еще одну линию. Мастер описывает появление сатаны в столице, а также все события происходящие в современности. Он как бы раздваивается, наблюдая за собой со стороны.
Сюжетная линия выстроена хаотично, нарушая последовательность романа. И конечно щедро дополнена отсебятиной. Например, роман Мастера уже напечатали. Да так успешно, что автор готовится представить зрителям спектакль.
Сам маэстро предстает в образе эдакого уставшего от жизни франта, которого на улице караулят поклонницы. Но ему это не интересно. Надо что-то более пикантное. Например, замужняя Маргарита. Встреча главных героев почему-то происходит на первомайской демонстрации.
И зачем откладывать знакомство Мастера и Воланда? Да, они пересекаются в самом начале и мило беседуют на немецком. А кот Бегемот жил в коморке писателя..
В начале фильма вопросы «зачем это» и «к чему это» возникают постоянно. Потом приходит понимание, что они (Локшин и ко) так видят. К сожалению, все наши современные деятели считают себя не хуже классических писателей. И вот очередной режиссер уверен, что может придумать лучше Булгакова.
Москва в фильме больше похожа на Готэм-сити, где жил Бэтмен. Огромные, даже циклопические постройки в стиле сталинского ампира. (Все, конечно, нарисовано при помощи графики). Патриаршие пруды превратились в фонтаны, а ресторан литераторов в американский джаз-клуб. В целом, снято дорого-богато, но это чистой воды комиксы. Еще нельзя не сказать об очень темной картинке с приглушенными цветами. Но я заметила, что этим грешат многие современные фильмы.
Что касается кастинга, то он меня неприятно разочаровал. Нет, Воланд, конечно, хорош. Немецкий актер Аугуст Диль подходит идеально. И это отличная идея взять на роль настоящего иностранца
Изначально выбор Цыганова и Снигирь казался удачным. Во-первых, они настоящая пара, которой не нужно изображать чувства. А во-вторых, это актеры, не набившие зрителям оскомины (Слава богу, не Сашка Петров или Александра Бортич, от которых уже не знаешь, куда скрыться). Но в процессе просмотра понимаешь — это не их роли. Цыганов бубнит текст под нос, даже не пытаясь придать ему смысловую нагрузку. А Снигирь все никак не выйдет из образа Салтычихи, отыгранного несколько лет назад.
Персонажи из компании Воланда отошли на второй план, на них не осталось экранного времени. Поэт Иван Бездомный какой-то излишне карикатурный, совершенно не соответствует мрачноватой ауре фильма.
Господин Локшин мечтал не только переписать Булгакова на свой лад. Думаю, он еще поставил себе задачу как можно дальше уйти от сериала Бортко 2005 года. «Мастер и Маргарита» образца 2024 это скорее ужастик с неким философским амбре. Ну и спецэффекты, конечно.. Создателям хотелось поразить зрителей масштабной картинкой.
По факту, где-то на середине фильма народ из зала начал уходить. Я не могу сказать, что это имело массовый характер. Но некоторым не зашло конкретно. Сначала ушла пара, которая сидела рядом с нами. Муж весь извертелся и жена ему сказала: давай, уйдем. Потом ушла группа молодежи. А за ними две пенсионерки.
Когда мы выходили с сеанса, я слышала как люди говорили, что слава богу, еле досидели. Фильм идет 2,5 часа.
P. S.
Перед началом фильма показали несколько роликов грядущих премьер. Друзья, просто нет слов. Нас ждет Сашка Петров в роли Есенина, Онегин с актерами предпенсионного возраста, комедия про то как мужик решил умереть понарошку и ходил себе гроб выбирать, комедия с четой Прилучных, где они решили пожить шведской семьей с соседями.
А еще говорят, что из Америки плохие фильмы привозили..