Год назад эта история потрясла весь мир. Пять человек на батискафе «Титан» отправились к месту крушения «Титаника». Спустя некоторое время связь с подлодкой прекратилась. Вскоре оказалось, что батискаф буквально расплющило, а все люди внутри погибли. Сегодня о «Титане» снова часто вспоминают: в США начались судебные слушания, которые пролили свет на тайну гибели батискафа.
Напомните, что там было
«Титан» — подводный аппарат длиной менее семи метров и весом под 9 тонн. Батискаф принадлежал компании OceanGate Expeditions, которая организовывала путешествия к затонувшему «Титанику». Билет стоил $250 тысяч.
Внутри помещались пять человек — два члена экипажа и трое туристов или исследователей. Изнутри «Титан» представлял собой узкую трубу с одним иллюминатором, небольшим туалетом, сонаром и экраном для просмотра изображения с внешней 8K-камеры. Управлялось судно с помощью игрового Bluetooth-контроллера.
Батискаф сложно назвать автономным судном. По сути, его дело сводилось к погружению на огромную глубину и всплытию. Маневрирование было возможно, но в относительно небольших диапазонах. Ориентироваться по GPS на глубине «Титан» не мог и получал указания в виде текстовых сообщений от корабля поддержки на поверхности океана.
Внутри «Титана»
Корабль «Титаник», к которому отправился батискаф, лежит на глубине 3,86 километра. Производитель «Титана» утверждал, что лодка предназначена для погружения на глубину до 4 км.
В свое последнее плавание батискаф отправился 18 июня 2023 года. На борту, как и предусматривалось, находились пятеро человек. 61-летний основатель OceanGate Expeditions Стоктон Раш и акванавт Поль-Анри Наржоле представляли экипаж. В качестве пассажиров значились 58-летний британский миллиардер Хэмиш Хардинг, а также пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Тетя парня затем рассказывала, что Сулейман не хотел плыть на «Титане», но в итоге согласился, чтобы порадовать увлеченного историей «Титаника» отца. Заодно парень захватил с собой кубик Рубика, чтобы стать первым человеком, собравшим головоломку на столь огромной глубине.
Слева направо: Хэмиш Хардинг, Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, Поль-Анри Наржоле, Стоктон Раш
Связь с «Титаном» оборвалась спустя 1 час и 45 минут после начала погружения. По-настоящему все начали паниковать после того, как батискаф не всплыл в запланированное время.
19 июня местность заполонили поисковые суда и самолеты. Тогда еще надеялись, что дело в неполадках и люди на «Титане» живы, но нужно было действовать быстро, потому что кислорода на субмарине хватило бы лишь на 96 часов. Впрочем, спасатели все равно не успели бы. По расчетам, кислород должен был закончиться к 6 утра 22 июня. Однако обломки батискафа обнаружили ближе к 15 часам того же дня. Характер повреждений указывал на имплозию (взрыв, направленный внутрь) — обшивка судна не выдержала огромного давления воды, и аппарат фактически оказался раздавлен.
Спасатели объявили, что все члены экипажа и пассажиры «Титана» погибли. Тут же волна критики накрыла OceanGate Expeditions и ее основателя Стоктона Раша. Впрочем, окончательно причины катастрофы и степень вины должен установить суд, который начался на прошлой неделе.
Судебные заседания еще будут продолжаться, однако уже стало известно много ранее не раскрывавшихся подробностей, которые позволяют составить безрадостную картину произошедшего.
«Здесь все хорошо»
В ходе судебных заседаний были опубликованы первые фотографии обломков «Титана» в нескольких сотнях метрах от «Титаника». На фото видна отломившаяся хвостовая часть батискафа на дне. Если бы корпус субмарины был сделан из металла, то после имплозии он напоминал бы помятую жестяную банку. Однако тот был выполнен из углеродного волокна. Оно не деформируется, как металл, а раскалывается и рассыпается при нарушении целостности.
Первый найденный обломок «Титана»
Эти фото были сделаны на глубине 3,6 километра на четвертый день после трагедии с помощью подводного аппарата Береговой охраны США. Эксперты утверждают, что представленные снимки являются убедительными доказательствами имплозии.
Стоит уточнить, что процесс имплозии не похож на то, что показывают в кино. То есть нет никаких трещин, быстро ползущих по иллюминатору с последующим просачиванием воды и затоплением. Все происходит мгновенно. Как только даже на миллиметр была нарушена целостность корпуса батискафа, находившиеся внутри люди погибли сразу, не успев ничего осознать.
Также на слушаниях обнародовали последние сообщения, переданные с борта «Титана». Экипаж обменивался сообщениями с судном Polar Prince на поверхности океана. Именно этот корабль был «глазами и ушами» батискафа во время погружения. Судя по расшифровке, через 40 минут после начала погружения экипаж сообщил о проблемах с настройками. Еще через 20 минут последовало «Здесь все хорошо». В дальнейшем связь была затруднена.
В 10 часов 47 минут Polar Prince получил последнее сообщение: «Сбросил два веса». Имеется в виду балласт, от которого батискаф мог избавиться для регулирования глубины погружения или всплытия. Через шесть секунд связь с «Титаном» была потеряна.
В семье одной из жертв считают, что сообщение о сбросе груза может быть признаком того, что экипаж узнал о некой неполадке и попытался прервать миссию. Однако, как отметили эксперты, сброс 16 килограммов (это и есть «два веса»), скорее, говорит о желании экипажа замедлить батискаф по мере приближения к «Титанику» для более мягкого контакта с океаническим дном.
Пыль в глаза
Во время судебных заседаний показания дали несколько бывших сотрудников OceanGate Expeditions. Ключевой свидетель — операционный директор компании Дэвид Локридж, который покинул OceanGate в 2019 году из-за разногласий со Стоктоном Рашем.
Дэвид Локридж
По словам Локриджа, корпоративная культура была сосредоточена на зарабатывании денег и на самом деле имела мало общего с наукой. В 2018 году он подал рапорт, в котором обозначал небезопасность «Титана» и выражал сомнения в прочности конструкции подводного аппарата. Сами экспедиции он назвал «пони-шоу» и попыткой пустить пыль в глаза. Также он упомянул, что ни одна из экспедиций OceanGate не обходилась без внештатных ситуаций.
В качестве красноречивого примера Локридж привел смотровой акриловый иллюминатор батискафа. Дело в том, что производитель стекла сертифицировал его для глубины до 1000 метров. Зная это, Стоктон Раш решил использовать иллюминатор на глубине 4000 метров. Просто чтобы сэкономить и не ждать стекло, которое способно выдерживать давление на глубине до 13 000 метров.
Согласно официальным данным, «Титан» действительно было сложно назвать надежным аппаратом.Так, в 2021 и 2022 годах в ходе 13 погружений у батискафа было выявлено 118 неполадок, в том числе отказ двигателя на глубине 3500 метров и севшие аккумуляторы. Порой пассажиры были вынуждены незапланированно проводить в тесной кабине судна больше суток.
Почему на все это закрывали глаза? Почему не проводилась сертификация и серьезное тестирование? Ответ прост: организаторам OceanGate нужно было как можно скорее начать зарабатывать деньги за счет богатых туристов. «Это была кучка безрассудных негодяев», — заявил на слушаниях один из экспертов, капитан подводной лодки ВМС США.
Показательный эпизод, который характеризует основателя OceanGate, привел в пример Дэвид Локридж. Дело было в 2016 году, когда Стоктон Раш управлял подводным аппаратом «Циклоп 1» во время погружения к затонувшему в 1956 году итальянскому лайнеру Andrea Doria. Раш, по словам Локриджа, допустил множество ошибок во время пилотирования, в том числе игнорировал нюансы течения и сохранения дистанции до Andrea Doria.
Стоктон Раш
Локридж пытался взять управление на себя, но Раш отпихнул его и на полной скорости направился к обломкам затонувшего корабля. Основатель OceanGate запаниковал, но все еще отказывался отдать коллеге контроллер от PlayStation (с его помощью управлялся «Циклоп 1») со словами: «Просто помни, что я гендиректор, а ты всего лишь сотрудник».
В конце концов пассажиры со слезами на глазах стали кричать на Раша с требованием «отдать этот чертов контроллер». Только после этого Стоктон бросил геймпад Локриджу, который в итоге отвел подводный аппарат в безопасное место.
Но все же основные вопросы у экспертов не столько к личности Стоктона Раша, сколько к самому «Титану». Так, показания дал Патрик Лэхи, глава Triton Submarines — компании, которая производит субмарины для подводных съемок. По его словам, с «Титаном» он познакомился в 2019 году, и судно не произвело хорошего впечатления. Сотрудникам OceanGate Патрик рассказал, что батискаф не смотрится достаточно продуманным. «Все выглядело по-дилетантски. Я ушел с облегчением, будучи уверенным, что им не придет в голову погружать это на большие глубины. Видимо, я недооценил их упрямство», — отметил Лэхи.
Обломки «Титана»
«Любой, кто чувствовал себя в безопасности, спускаясь на глубину в «Титане», был обманут или болен. Это было экспериментальное судно. Было понятно, что это опасно. Вы погружаетесь не потому, что это безопасно, а потому, что это выброс адреналина», — заявил один из сотрудников OceanGate, признавший, что «Титан» никогда не считался безопасным.
Судя по всему, «Титан» должен был утонуть, стоял лишь вопрос когда. Все идет к тому, что основателя OceanGate Стоктона Раша суд признает виновным в нарушении правил эксплуатации экспериментального подводного аппарата, который не прошел должных испытаний. Что послужило конкретной причиной гибели батискафа? Скорее всего, микротрещины на корпусе, появлявшиеся во время прежних погружений субмарины.
Что касается самой OceanGate, то вот уже больше года она не ведет никакой деятельности, а в ее штате больше не числится ни одного сотрудника. От лица компании лишь выступают адвокаты, которые в самом начале судебных слушаний от имени OceanGate принесли извинения семьям погибших.