Почему Давид Микеланджело — шедевр?

Давид Микеланджело — самая знаменитая статуя в мире. Публика впервые увидела ее на площади Синьории в 1504 году. Но перед тем, как оказаться на самой густонаселенной улице Флоренции, Давиду пришлось преодолеть не самый простой путь…

Кто такой Давид?

Давид — второй израильский царь, который правил на протяжении 40 лет. Согласно пророчествам, именно из его рода должен был произойти Мессия. Но до того, как стать правителем, Давид был призван к царю Саулу, чтобы успокаивать его игрой на кинноре.

Причиной беспокойства царя являлось племя филистимлян, нападавших на Израиль. Каждое утро великан Голиаф вызывал израильтян на бой. Помимо огромного роста Голиаф имел надежное снаряжение — броню, меч и щит. Никто не решался сразиться с ним. Никто, кроме пастушка Давида, главным оружием которого была вера. Давид взял с собой лишь 5 камней, пращу, пастуший посох и отправился в бой.

С помощью пращи Давид бросил камень и попал Голиафу в голову. Так великан оказался сражен силой веры (и метким ударом).Конечно, этот ветхозаветный герой долгое время воспринимался аллегорическим символом свободолюбия и независимости Флоренции, которую, как и многие библейские города, постоянно осаждали.

??Продолжение истории Давида. Его скандальная любовная история.

Начало работы Микеланджело…

В 1501 году Микеланджело Буонаротти поручили создание статуи Давида для флорентийского собора. Но перед скульптором стояла непростая задача: изваять статую следовало из уже использованной раннее мраморной глыбы (в 1460-х годах из этого куска каррарского мрамора уже пытались создать Давида как минимум дважды).

Микеланджело соорудил «дощатую перегородку, чтобы работать без свидетелей» и трудился на протяжении 18 месяцев.

Известно, что после тщетных попыток, кусок мрамора, предназначавшийся для изваяния Давида, был заброшен во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Глыба считалась слишком высокой и узкой, а также имела внутренние трещины, что подвергало риску репутацию мастера.

Изначально заказ носил религиозный характер, но вскоре было решено призвать Давида на политическую службу: скульптура должна была символизировать защиту родного города и республиканской власти. А местоположение статуи перед дворцом правительства лишний раз акцентировало внимание на политическом значение.

Особенности иконографии…

Ветхозаветный герой Давид был популярной фигурой в искусстве Возрождения. Флорентийские скульпторы Донателло, Гиберти и Верроккьо тоже воссоздали образ этого героя, но их Давид был женоподобным мальчиком-подростком, изображенным уже после убийства Голиафа. Давид Микеланджело — молодой мужчина, в его правой руке зажат камень, через левое плечо перекинута праща — он готов к сражению. Внутреннее напряжение и решимость видны в сосредоточенном взгляде, в выступающих венах, где, кажется, действительно течет кровь.

Ради точных пропорций и эстетической привлекательности Микеланджело исказил человеческое тело: отсутствует как минимум одно ребро и одна мышца на спине. Однако, это замечают лишь специалисты в области анатомии.

Микеланджело увеличил размеры правой руки и головы Давида. Некоторые исследователи считают, что это является «отсылкой» к прозвищу библейского героя («сильная рука»). Но, скорее всего, такие несоразмерные части тела связаны с тем, что изначально статуя предназначалась для размещения на крыше собора, соответственно, должна была быть хорошо видна снизу.

Давид принимает позу античного героя-победителя (Микеланджело использует такой прием как контрапостпоза, при которой положение одной части тела противопоставлено другой, что придает фигуре динамику). Уверенность и концентрация героя — это те ценности, которые высоко ценились в эпоху Возрождения, которая стремилась к идеалу «мыслящего человека».

Таким образом, Микеланджело обновил традиционную иконографию библейского героя. Его Давид не является триумфатором, он изображен не в момент борьбы. Он накапливает напряжение, которое может взорваться в любой момент.

«Давид» Микеланджело таит в себе потенциальное движение: эстетическая привлекательность вместе с энергией обнаженного тела несёт в себе функцию выражения достоинства, добродетели и нравственной силы, превращая скульптуру в символическое представление концепций и идей, воплощенных в эпоху Возрождения.

Судьба Давида…

В июне 1504 года Давида поместили рядом со входом в Палаццо Веккьо на площади Синьории вместо бронзовой скульптуры Донателло «Юдифь и Олоферн» (интересно, что в этой работе свободу и силу символизирует женщина, бесстрашно отрубающая голову вражеского военачальника, именно поэтому ее было решено заменить на Давида). Кстати, об этой героине у меня есть отдельные статьи (1 часть, 2 часть).

В течение нескольких дней 40 человек транспортировали статую Давида от мастерской Микеланджело до площади Синьории, хотя расстояние было меньше мили (скольжение статуи происходило внутри деревянной клетки по балкам, смазанных жиром). Статую повернули в юго-западном направлении в знак устрашения врагов, готовых атаковать Флоренцию.

В 1527 году, когда Медичи были изгнаны из Флоренции в третий раз, в городе происходили волнения. Группа республиканцев, забаррикадировавшаяся в Палаццо Веккьо, бросала мебель и камни из окон: часть предметов попала в Давида и нанесла серьёзные повреждения (левая рука раскололась на три части).

Джорджо Вазари и Франческо Сальвиати, преданные поклонники Микеланджело, собрали фрагменты и спрятали. С возвращением в город великого герцога Козимо I Медичи была проведена реставрация, но следы повреждений видны и в наше время.

В 1873 году «Давида» убрали с площади, чтобы защитить от повреждений, и поместили в галерею Академии. Реплика, которая сейчас стоит на площади, была установлена ??уже в 1910 году.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайк и не забудьте подписаться ?