«Офицеры»: почему конфликтовали Юматов и Лановой, и зачем заменили актрису в главной женской роли

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине. На таком кино нужно обязательно воспитывать молодое поколение зрителей. Чтобы знали, как жили и как защищали свою страну наши дедушки и бабушки. Давайте вспомним, как создавался этот замечательный фильм.

Кино вначале задумывалось как двухсерийная история о судьбе офицерских жен. Над первым вариантом сценария работал писатель-фронтовик Борис Васильев. Но потом от двухсерийной ленты было решено отказаться. Текст Васильев отдал на переработку своему другу и коллеге Кириллу Рапопорту, который тоже побывал на фронте и был знаком с военной тематикой не понаслышке. Режиссером стал Владимир Роговой, до этого снявший лишь две кинокартины.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.

Актеров на главные роли искали долго и тщательно. На роль Трофимова претендовали 42 актера, среди которых были Станислав Любшин, Евгений Жариков, Юрия Соломин. Однако Борис Васильев настаивал на кандидатуре своего друга Георгия Юматова, с которым он работал ранее.

Актер побывал на фронте, освобождал Европу, не раз бывал на волосок от гибели. Помните шрам на спине Трофимова, который увидела Люба? Это был след от настоящего ранения. На кинопробах Юматов показал себя идеально. Но в кинематографической среде у него была плохая репутация. Все знали, что артист может уйти в запой и сорвать съемки. Но Васильев за него поручился. Актер действительно однажды сорвался в штопор. Зато роль отыграл великолепно.

Полсотни актеров хотели сыграть и Ивана Варавву. На эту роль пробовались Александр Лазарев, Валентин Гафт, Александр Белявский. Но режиссеру больше всех приглянулся Олег Ефремов. Артиста уже утвердили на роль. Но Олег Николаевич в тот момент был занят в другой кинокартине и к началу съемок «Офицеров» никак не успевал освободиться.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-2

Роговой был в отчаянии. Говорили, что режиссер хотел отдать эту роль пилоту самолета, на котором летел искать натуру для съемок. Но ни малейших актерских данных у того не было. Роль предложили Василию Лановому. Однако актер поначалу сомневался. Ему было неинтересно играть персонажа, который всю жизнь безнадежно влюблен в жену своего лучшего друга. Он никак не мог понять этого героя и трижды отказывался от роли.

Но режиссеру удалось-таки его уговорить. По своей натуре Лановой был романтиком. И Варавва как раз олицетворял в фильме такого романтического героя. Роговой четко поставил актеру задачу, объяснил, как надо играть. И Иван Варавва получился эталонным героем. Более того, он стал примером для тысяч мальчишек по всему Советскому Союзу, которые мечтали стать таким как Варавва и захотели связать свою жизнь с армией. А для самого Ланового и эта роль, и сам фильм «Офицеры» стали одними из самых любимых. И то, что у него тогда все получилось, он считал заслугой именно режиссера.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-3

А вот с Юматовым на съемочной площадке у Ланового поначалу складывались натянутые отношения. Актеры часто спорили, конфликтовали между собой. Причина конфликтов была весьма прозаична. Лановой однажды увел у Юматова роль. В 1950-е годы Георгий Александрович был утвержден на роль Павки Корчагина. Но то ли заболел, то ли ушел в запой. Съемки оказались под угрозой срыва. И эту роль тогда отдали Василию Семеновичу. Юматов этого не забыл. Но в процессе работы над «Офицерами» оба поняли, что делить им нечего. В итоге подружились и потом еще не раз снимались вместе.

Сложности были и с подбором актрисы на главную женскую роль. На роль Любы пробовались обе Вертинские, Людмила Гурченко, Чурсина, Лужина, Немоляева, Мирошниченко и много-много других актрис. Основная сложность заключалась в том, что героиню нужно было сыграть в совершенно разных возрастах – от 17 лет и до старости. На пробах лучше всех с этой задачей справилась Елена Добронравова.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-4

Но когда ее утвердили на роль, возникли проблемы. Режиссер и актриса совершенно по-разному видели взаимоотношения Любы и Вараввы. Роговой настаивал на безответной любви Ивана к Любе. Добронравова же хотела воплотить на экране классический любовный треугольник, что категорически не устраивало режиссера. В итоге Добронравову сняли с роли прямо посреди съемок.

Замену ей искали среди актрис, которые пробовались на роль ранее. Обратились к Ларисе Лужиной. Но женщина в тот момент уже была в положении. Тогда взяли актрису театра Советской Армии Алину Покровскую. К ней был на самом деле неравнодушен Георгий Юматов. Но Покровская вела себя на съемках очень профессионально. К тому же, дружила с супругой актера.

«Офицеры» так и остались самой известной ее работой в кино. На съемки ее потом приглашали редко. Из более-менее заметных фильмов вспоминаются «Трое в лодке, не считая собаки», «Нежданный гость». Сейчас Алине Покровской восемьдесят два года. Несмотря на почтенный возраст, она до сих пор иногда выходит на сцену театра Российской Армии.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-5

Фильм снимали практически по всему Советскому Союзу. Переправу китайцев – в Подмосковье. Съемки эпизода с танковой колонной, которую догоняет на автомобиле генерал Трофимов – в Твери. Сцены с Егором и Машей снимали в Севастополе. Среднеазиатские эпизоды – в Ашхабаде.

Встречу Вараввы и Трофимовой хотели снять у здания Министерства обороны. Но воспротивилось военное начальство. Тогда съемки перенесли ко входу в корпус химического факультета МГУ. Как считали киношники, здание было похоже на фасад военного ведомства. Над испанским эпизодом работали в одном из московских переулков в районе Никольской улицы. А прыжок Ивана Вараввы с поезда снимали на железнодорожной петле возле Инкермана.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-6

Интересно, что работа над фильмом стартовала как бы с конца. Первым снимали финальный эпизод, где Варавва знакомится с внуком Трофимовых – суворовцем Ваней. Его играл московский школьник Андрей Громов. Вот-вот должен был начаться учебный год. И парня нужно было отпустить до начала занятий в школе. Мальчуган потом так и не стал профессиональным актером. Поступил на экономический факультет МГИМО и сделал карьеру дипломата.

Для съемок первой трети фильма нужно было на 20 лет омолодить Георгия Юматова. В тот момент актеру было уже 44 года. Чтобы разгладить морщины, артисту накладывали на лицо яичный белок, заплетали волосы в косички и стягивали на затылке. Работа была сложная, кропотливая. Но ради роли Георгий Александрович мужественно вытерпел все.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-7

На роль Вани Трофимова в младенчестве требовался годовалый малыш. Но никто из знакомых мамаш в актерской среде не решился отдать на съемки своего ребенка. Крохотного «актера» для съемок эпизода нашли в доме малютки. Интересно, что на премьере фильма этого малыша увидела на экране настоящая мать, которая по глупости от него отказалась. После фильма женщина забрала его домой, сменила фамилию и уехала в другой город. Там они начали новую жизнь.

Алина Покровская специально для фильма обучалась верховой езде. Во время съемок в Туркмении актриса решила отказаться от дублерши и сыграть сама. И это едва ей не стоило жизни. Скакун оказался темпераментным и горячим. В сцене погони басмачей понесся во весь опор, едва не сбросив испуганную актрису с обрыва. К счастью, Юматов и Лановой вовремя почуяли неладное, бросились наперерез и вовремя остановили коня.

На этом фильме выросло несколько поколений советских мальчишек. Для меня «Офицеры» являются эталоном настоящего мужского кино: о дружбе, чести, верности, стойкости и любви к Родине.-8

«Офицеры» стали одной из самых успешных советских кинокартин. Фильм вошел в десятку самых кассовых хитов за всю историю советского кино. Только в год выхода его посмотрели более 53 миллионов зрителей. Многие из нас наверняка пересматривают его и сегодня. Ибо это нестареющая киноклассика на все времена.

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.

«Офицеры»: почему конфликтовали Юматов и Лановой, и зачем заменили актрису в главной женской роли
Когда актёр никак не подходит на роль. Яркие провалы в кастинге
Когда актёр никак не подходит на роль. Яркие провалы в кастинге