Продолжая тему СССР глазами иностранцев хочу рассказать вам про Джоанну Стингрей. Её фотографии сделанные на закате СССР так похожи на Россию 90-х, что порой невольно начинаешь искать знакомых на снимках из её фотоальбома.
Стингрей не журналист и не фотограф, наверное, поэтому любительские фото из её поездки по Советскому Союзу так похожи на фотокарточки с запылившегося на антресолях домашнего фотоальбома. Этот материал, рассказ о Джоан и её роли в отечественной рок музыке и о том, как важна точка зрения в видение прошлого. СССР на её снимках, больше поход на позднюю ГДР или ранние 90-е.
Многие из снимков выглядят весьма неоднозначно и иногда, даже слегка провокационно и всё же, это наше прошлое. Достаточно далёкое, чтобы казаться сном, но недостаточно, чтобы усомниться в его реальности.
Джоанна Стингрей — принесла советскую рок-музыку в Америку и сделала это удивительно. Далее, избранные моменты из книги «Красная волна: американец в советском музыкальном андеграунде», где Джоанна Стингрей и её дочь Мэдисон рассказывают историю экспорта рок-музыки в США и импорта фундаментальных американских ценностей в Советский Союз.
Как и многие другие истории, эта началась с того, что молодой человек искал своё призвание. Джоанна Филдс, которая позже сменила имя на Джоанну Стингрей, начинала свою рок-карьеру в Лос-Анджелесе. У неё был агент и контракт со звукозаписывающей компанией, она сняла видеоклип и даже спела свою песню под фонограмму в знаменитом клубе Studio 54 в Нью-Йорке.
Но после окончания колледжа её музыкальная карьера застопорилась, и ей стало скучно. В 1984 году Джоанна позвонила своей сестре, которая училась в Англии, и узнала, что может присоединиться к её студенческой туристической группе, чтобы увидеть Советский Союз. Она позвонила подруге, сестра которой была замужем за советским эмигрантом. Он посоветовал Джоанне найти его друга в Ленинграде, андеграундного музыканта Бориса. Это знакомство изменило жизнь Джоанны.
Чтобы представить историю Джоанны Стингрей в перспективе, представьте себе, что иностранец приехал бы в Америку до того, как рок-н-ролл стал известен или популярен, подружился бы с Джимом Моррисоном, Брюсом Спрингстином и Эдди Ван Халеном и представил бы их музыку миру.
В 1984 году, находясь в Ленинграде, Джоанна позвонила «БГ». К счастью, Борис прекрасно говорил по-английски, хотя сама Джоанна тогда не знала русского языка.
Она познакомилась с Борисом, солистом группы «Аквариум». От него она узнала всё о советской рок-музыке. В то время в СССР существовало два направления в рок-музыке: официальное и андеграундное. Официальные группы давали концерты и продавали альбомы,прошедшие цензуры, но эта сторона советской музыки мало интересовало Джоанну…
Джоанна обнаружила, что есть и другой мир — андеграундного советского рока, который процветал в Ленинграде. Там были талантливые музыканты, которые выступали в импровизированных клубах (один из которых назывался просто «Рок-клуб») и распространяли музыку среди поклонников с помощью кассет. Джоанна даже подружилась с Виктором Цоем, солистом группы «Кино».
К сожалению, Виктор трагически погиб в автокатастрофе в Латвии в 1990 году.
Его песни, такие как «Перемен», стали гимном восстания в эпоху горбачёвских реформ. Джоанна решила помочь талантливым музыкантам. Она начала ездить между Советским Союзом и Лос-Анджелесом, занимаясь своего рода операциями «плаща и кинжала». Она контрабандой ввозила оборудование и музыкальные инструменты для своих друзей-рок-музыкантов, а также распространяла их музыку и снимала видео с их выступлений.
Честно говоря, мне сложно представить, как можно было протащить что-то действительно запрещенное и крупно габаритное в СССР не имея сильных связей в дипломатическом корпусе. Но не будем выкидывать слов из песни.(прим. редактора)
Джоанна не осталась незамеченной. Для американки это было опасное время для участия в неортодоксальной деятельности в СССР. Она — одна из немногих людей, чьи действия вызвали тревогу как у агентов ФБР, так и у агентов КГБ, и они её допрашивали. Но, несмотря на всё это, она не сдавалась, стремясь донести советскую рок-музыку до американской публики.
В июне 1986 года в американские магазины грампластинок и на радиостанции поступил двойной альбом «Red Wave». В его создании приняли участие четыре ленинградские группы андеграундного рока: «Аквариум», «Кино», «Странные игры» и «Алиса». Это событие стало настоящим феноменом и привлекло внимание многих. Альбом появился в программе «Доброе утро, Америка» и других программах, что позволило широкой аудитории узнать о нём.
Реакция внутри Советского Союза на выход альбома показала, как глобализация может способствовать расширению свободы. Немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью о «Red Wave» перед выходом альбома, разместив фотографию и подпись к ней: «American girl тайно распространяет русский андеграундный рок-н-ролл». Вскоре за ним последовал Newsweek.
В августе 1986 года, за несколько месяцев до саммита Рейгана и Горбачёва в Рейкьявике, Джоанна вернулась в Ленинград и в полной мере ощутила влияние «Красной волны». «Ничто не приносило большего удовлетворения, чем осознание того, как много значило для рок-фанатов возможность поделиться своими любимыми звёздами с западным миром», — пишет Джоанна.
«Red Wave был окружён чувством русской гордости, и через несколько недель альбом продавался на российском чёрном рынке за 200 долларов!»
Годы спустя Джоанна узнала, что влияние «Красной волны» достигло Кремля. Кто-то из государственного музыкального агентства показал альбом советскому лидеру Михаилу Горбачёву. «Как могло случиться, что эти группы выпускаются в США, а не у нас?» — как сообщается, сказал Горбачёв.
Реакция советских чиновников на альбом была неоднозначной, но в некотором роде это помогло андеграундным рок-группам, их поклонникам и свободе самовыражения. Как пишет Джоанна, в течение нескольких месяцев после выхода альбома на Западе советские власти начали активно продвигать эти группы как «официальные», чтобы не выглядеть в глазах Запада как государство, подавляющее популярную и общепринятую музыку.
Они выбрали Бориса, чтобы он стал любимцем гласности, и предложили ему и его группе «Аквариум» выступить без цензуры в самом большом концертном зале города. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино» и другие группы рок-клуба начали выступать по радио и телевидению, а «Аквариум» и их камерный оркестр получили честь стать первой рок-группой, выступившей в престижном зале «Октябрьский».
В истории Джоанны есть ещё много интересного, в том числе о том, как она стала рок-звездой в СССР. Она написала песни «Стальные колёса» с БГ и «Опасность» с Виктором Цоем, а также выступала на концертах.
Ирония её истории заключается в том, что эта великая пионерка, которая сближала советскую и американскую культуры, была дочерью человека, снявшего в 1960-х годах антикоммунистический документальный фильм, озвученный Рональдом Рейганом.
Ещё один поворот: после выхода «Красной волны» администрация Рейгана попросила её стать своего рода послом культуры между двумя странами.
Величайшим свидетельством достижений Джоанны является рассказ одного из музыкантов, которому она помогла. «Появление Джоанны Стингрей в Санкт-Петербурге в начале 1980-х должно быть ответом Бога на наши неосознанные молитвы», — сказал «БГ». «Её наивная храбрость, любопытство и щедрость стали своего рода спасательным кругом для нас, рокеров: она принесла то, что нам было нужно для исполнения нашей музыки, и передала не только наши записи, но и сам смысл нашего существования.
Если бы не она и её «Красная волна», «Аквариуму» потребовалось бы ещё много лет, чтобы выпустить официальные альбомы на «Мелодии», а «Кино» начало гастролировать по Европе». Эта бесстрашная девушка прорвалась сквозь осаду, которая казалась безнадёжно непробиваемой.
Она бросила в наши воды спасательный круг и изменила всё. Неважно, сколько раз мы благодарим её — этого всегда недостаточно».
Надеюсь, этот маленький очерк, пришёлся вам по нраву и немного разбередил ностальгические чувства по тем годам. А какими вы запомнили 1980-е?