По следам экспедиции Якутск-Тикси-Якутск мне задают много вопросов о наших средствах передвижения, очевидно отметившихся на фотках прозвучавших рассказов. Как говорится, «хороший вопрос»! Сразу замечу, что машинки и маршрут следования путешествия мы выбирали не самостоятельно. Как, куда и на чём ехать: это нам предложили — без лишней скромности заявляю — лучшие эксперты по арктическому автотранспорту. Это Александр Еликов и Евгений Шаталов. Александр вёл нас по маршруту и сам ехал на зелёном «Москвиче» прокачанном по рецепту Arctiс Trucks пикапе Great Wall Wingle 7, а Евгений предоставил нам, туристам, внедорожники Tank 300. Вот они мы все, красавы, где-то на поверхности моря Лаптевых между Найбой и Тикси:
И вот так с другого ракурса в декорациях Индигирской трубы:
Почему именно «Танки»?
Насколько я понял, тут есть несколько причин. Причина-номер-ноль: такие маршруты (да и не только такие) хочется преодолевать в комфортных условиях. То есть российский автопром, увы, категорически мимо. Выбирать приходится исключительно из зарубежных предложений.
Если копнуть наши предыдущие зимние истории, то в 2021м мы катались на… Рено. Да-да, я серьёзно!
В 2022м нас покатали на Лэнд Ровер Дефендерах.
Само собой, на Реношках можно кататься только по ровным дорогам (чем мы тогда и занимались), никаких выездов на зимники и не предполагалось. На Дефендерах мы рискнули залезть в Индигирскую трубу — и в результате у пары машин осела подвеска. Нежная пневматика не выдержала сибирских холодов и качества индигирского зимника. Вот на фотке видно, что правая машинка осталась без подвески:
Символично — по дороге в Оймякон навстречу нам тянули другого Дефендера, который до Оймякона доехать смог, но обратно в Германию (владелец — немец) ехать отказался.
Поскольку два из пяти наших Дефендеров ехали без подвески, то экипажи этих машин наблюдали эту картинку с особым удовольствием:
Ах да, совсем забыл отметить, что в автомобильных темах я выступаю только как слегка продвинутый водитель. В характеристиках разных авто и прочих технических вопросах — я полный дилетант. Посему заранее приношу извинения за разные ошибки и неточности, которые могут встретиться в этом тексте.
Итак, почему же китайские «Танки», ведь традиционно в сторону арктики катались на более приспособленных для этого Тойотах? Во-первых, китайский автопром наконец-то научился делать хорошие автомобили! Я не про весь их автопром, а конкретно про этот брэнд. Просто других я пока не пробовал.
Евгений Шаталов рассказал нам, что он окончательно остановил свой выбор на китайском автопроме, а затем «год изучал тему, то есть подбирал наш транспорт, на котором мы будем путешествовать. Целый год. Весь китайский рынок перерыл, все медиа. И все-таки остановился на этом автомобиле, потому что он конструктивно приспособлен для подобных путешествий. Плюс он очень комфортный, относительно неприхотлив. Ну вот по совокупности этих параметров принял решение» (это цитата).
Во-вторых, насколько я понял, новые тойоты-и-иже-с-ними стали слишком умными. Для условий Крайнего Севера и запредельных морозов их надо готовить усиленно. Вернее, облегчать: перепрошивать «мозги», снимать всякое ненужное, выпиливать экологичное — всё, что просто перестанет работать в условиях Арктики. // Как мне рассказывали в 2022м, с Дефендерами была та же самая история: новые машинки соответствовали стандарту «Евро-6». Так вот, перед зимней поездкой по Колыме и дальше их «облегчили» до стандарта «Евро-2». Вот так…
И в-третьих, Танки просто заметно дешевле! Вот так и получилось, что мы поехали на вот таких красивых китайских внедорожниках. И нас не обманули! За 8 тысяч километров пробега, из которых около 4 тысяч по зимникам, с машинами не было вообще никаких проблем! Один раз колесо пробили — и всё на этом.
Причём машинки эти катались в самых разных условиях. И в Индигирскую трубу их засовывали:
И по ледяным буеракам моря Лаптевых на них катались:
И снежные заносы ими пробивали:
А машинки ехали и ехали. Ну, только если попадали в глубокую колею большегрузов, садились на брюхо «свесив лапки» — на этом, само собой, всё. Приходилось вытаскивать пикапом.
В остальном же проблем не было. После 8 тысяч км пути нашего 3-недельного путешествия я этот выбор полностью поддерживаю! Если бы мне сейчас предложили ехать в Арктику, то поехал бы я на подготовленном китайском «Танке». Машинки всё выдержали!
Но само собой понятно, что брать эту машину из салона и ехать в Арктику зимой, даже в марте месяце, невозможно — она не доедет. Или, вернее, вы не доедете. Поэтому машину необходимо готовить, причем готовить довольно серьезно. И на эту тему будет дальнейший рассказ.
Вернее, не совсем рассказ, а наглая реклама китайского автопрома, как вам всем может показаться. Однако, я совершенно равнодушен к автомобильным брендам… Лукавлю. К одному названию я неравнодушен — это Лэнд Ровер Дефендер. После поездки 2022 года (Магадан-Якутск-Байкал) я эту машину НЕНАВИЖУ! Но к остальным я дышу абсолютно ровно. Мне нужно ехать надёжно, комфортно, уверенно. В остальном — мне всё равно. Так что, все дальнейшие оды китайскому автопрому — это прямое цитирование Евгения Шаталова и Александра Еликова, которым я и передаю слово про подготовку машин к арктическим поездкам.
Что сделали с этой машиной, чтобы так вот комфортно, весело, хорошо так прокатиться в Тикси и обратно? Александр продолжает:
«Добавлю то, что опыту эксплуатации китайских автомобилей, как сказал Женя, уже не один год. Я в свое время построил первый в мире китайский Arctic Truck, который уже три года покоряет Арктику. И с 2019 года на разных китайских автомобилях, принципиально китайских, путешествую в эти места. Первый был вообще кроссовер, все крутили у виска, все думали, что это вообще происходит, как можно на такой китайской машине поехать в Арктику? Мы проехали по зимникам и с тех пор история закрутилась. История именно увлечения китайскими машинами и что есть такая альтернатива».
Вот Александр на своём пикапе фотографирует утреннее гало недалеко от посёлка Депутатский.
Продолжаю цитирование про подготовку машин к условиям Крайнего Севера:
«Подготовка — результат многолетнего опыта. Я сам готовлю машины для арктических путешествий уже почти 30 лет. Плюс перед этим весь опыт мне передавал отец. Он у меня заслуженный ветеран Севера. Всю жизнь проработал водителем в Арктике и меня всему этому учил.
Первое, что мы сделали с автомобилями, это, конечно, забор воздуха, того воздуха, которым дышит двигатель, из-под капота. Очень частая проблема, именно в сильный мороз, это перехватывание сапуна. Это выкидывание масла из двигателя во время движения. Вроде бы тепло, машина работает, но масло выкидывает.
Мы это изолировали. Сделали, чтобы этого не было: переключили забор воздуха именно через воздушный фильтр. Закрыли подкапотное пространство, чтобы мотор не охлаждался, чтобы не было сквозняков.
Ну и так как планировались наледи, была установлена хорошая защита снизу. Понятно, что двойные стекла. Это для всех машин делается «по умолчанию», это просто стандартно. Больше никаких существенных переделок не было.
Ну и главный элемент по подготовке автомобиля — это, конечно, картонка перед радиатором. Без неё никуда. Да, без неё никуда. Это основа безопасного движения по Северу. И градусник на лобовом стекле».
Кстати, внешний градусник на нашей машинке безбожно врал примерно на 9 градусов вниз. На что был обозван «инстаградусник» Но продолжаю рассказ:
«Градусник, кстати, шутки шутками — градусник очень хорошо тебя ограничивает, когда ты постоянно видишь холод. На машине родные термометры отключаются ниже 40. А когда у тебя висит на лобовом, ты всегда видишь температуру и это ограничивает твою скорость, потому что ниже 40 ты должен уже, соответственно, по температуре замедляться. Металл становится хрупким, резина превращается в вообще непонятного что. Здесь уже ты едешь просто медленно, ставишь машины всегда так, чтобы не крутить рулем, потому что пыльники можно просто снять с гранаты, потому они дубеют. Ты рулем покрутил и все — у тебя пыльники снялись. Поэтому всегда машины ставим прямо. На ночь машина, если ночует на улице (заведенная)» — машины на морозе не глушат!, — «ставим на пониженную. И прямолинейно тихонечко раскатываемся утром и поехали. Это тоже стандартная работа».
Вот как надо ездить по Арктике. Само собой, не пытайтесь повторить этот опыт в домашних условиях Более подробный рассказ будет чуть позже опубликован как видеоинтервью, там будет побольше подробностей. Пока же вот они — наши машинки в разных условиях.
На наледях у Момского хребта:
На льду «Трубы»:
В «Трубе» это называется «чёрный лёд»:
И ещё наледи:
Тикси! Доехали. И затем вернулись. Без потерь! // шутили, что мы привычно возвращаемся в Якутск четыремя экипажами — в предыдущие экспедиции одну из пяти машин мы теряли.
И ещё немного подробностей про подготовку машин:
«Плюс на дно салона мы постелили дополнительные слои войлока, EVA-коврики, отработали систему воздухоподачи, чтобы тепло эффективно подавалось заднему пассажиру, чтобы ноги не подмерзали. Но полной тепло-шумоизоляции салона не делали». Подтверждаю! Ехать было значительно теплее, чем в предыдущие поездки.
«Самые большие теплопотери, чтобы вы знали, происходят через лобовое стекло. Поэтому двойное лобовое стекло ставится обязательно. Ну и боковые. Боковые ставятся изнутри, чтобы окна опускались. Очень хорошо сохраняют тепло и не теряется обзор. Стёкла не запотевают. Плюс в каждом автомобиле мы везем по 90 литров топлива в канистрах по 30 литров. И салон оборудован для комфорта дополнительными ящиками мелочевки. Ну и, конечно, смазки все должны быть морозостойкие, то есть это синтетические масла в двигателе, трансмиссии , тормозная жидкость обязательно хорошая, ну и, конечно, охлаждающая жидкость, которая должна быть до минус 60».
Обязательно надо сказать про резину. Одна машина была на Nokian Hakkapeliitta, а «другие машины — на произведённых в России Nordman 8. Вполне себя резина зарекомендовала. Арктический мороз в этом году прошла».
Огромное спасибо Евгению Шаталову и Александру Еликову за рассказ и путешествие!
И не забудьте подписаться на их каналы. Они того стоят! Например, авторский канал Александра Еликова и Youtube-канал «Дороги-дороги».
А также большое спасибо нашим их машинкам!