— Насть, глянь-ка, у Сашки что-то с гербом. Что-то синенькое, важное…,- сказала бабушка Валентины ее матери.
И тогда Саша гордо положил перед ними свидетельство о браке.
— Мы – муж и жена.
Поначалу Малявину и Збруева не хотели расписывать. Вале до 18 лет не хватало пары месяцев. Но влюбленные отправились в райисполком…
Босоногое детство
31 марта 1938 года в московской благополучной семье Збруевых появился на свет мальчик, которого назвали Александром. Главе семейства, замнаркому по связи Виктору Алексеевичу Збруеву забирать жену с сыном из роддома было не суждено. Мужчину арестовали незадолго до этого события и, как потом выяснилось, практически сразу расстреляли.
Татьяну Александровну собирались сразу отправить в ссылку, но пожалели, позволив ей остаться в Москве до родов. И только потом вместе с новорожденным Сашей этапировали подальше от Москвы.
Старшего сына Евгения, рожденного от другого брака Татьяны Александровны, из столицы не выслали. 14-летний ребенок остался совершенно один в огромной московской квартире на Арбате. Чуть позже ту жилплощадь отдали другим людям, оставив мальчику лишь небольшую комнату, где он и выживал, продавая какие-то вещи, книги, чтобы не умереть с голоду.
Пять лет жена и сын «врага народа» жили в Рыбинске. А когда смогли вернуться в Москву, красивая и успешная в прошлом актриса была вынуждена пойти работать на электроламповый завод. При этом Татьяна Александровна никогда не переставала интересоваться театром и водила дружбу со многими деятелями искусства.
К тому времени ее старший сын Евгений уже был студентом Щукинского училища и подрабатывал актером в Театре имени Вахтангова. Молодой человек нередко приглашал в дом коллег, но его младшего брата совершенно не увлекали разговоры старших об актерской профессии. Сашу интересовали совсем другие проблемы — дворовые! Голуби, гитара, футбол. Случались и драки…
Чтобы хоть как-то оградить ребенка от неприятностей, мать стала водить его в театр. Поэтому Сашу все чаще можно было видеть на вечерних спектаклях в Вахтанговском или Малом театрах, либо во МХАТе. За сезон парнишка умудрялся пересмотреть весь их репертуар. А иногда и не по разу. Некоторые особо понравившиеся ему роли он даже заучивал наизусть.
То же самое можно сказать и про кино. На Арбате было пять кинотеатров, и везде Саша был завсегдатаем. Глядя на экран, паренек представлял себя на месте актеров. Ему казалось, что он сможет сыграть ничуть не хуже. И в подтверждение этому зачастую устраивал представления друзьям прямо во дворе своего дома.
На пороге взросления
Несмотря на такую насыщенную искусством жизнь, сам Саша об актерской профессии не задумывался. Он вообще о будущем не думал. Ему было все равно. К тому же парнишка очень плохо учился в школе.
— Тебя опять на второй год оставили!- переживала мама. — Что же ты ты творишь, сынок! Совсем разленился, школу прогуливаешь.
Но Саше такая жизнь была по нраву: хочу — посещаю уроки, хочу — иду в кино или в театр. А там будь, что будет!
— Брошу учебу и устроюсь водителем грузовика,- заявил он матери однажды.
Но та не позволила. К окончанию сыном школы Татьяна Александровна обратилась к своей давней подруге — вдове Вахтангова:
— Мне бы хотелось, чтобы он стал актером. Устрой ему прослушивание, Наденька.
Вахтангова Сашу забраковала. Декламировал он плохо, развязно и такое чтение совсем ей не понравилось.
— Актерские способности, несомненно, есть. Но трудиться придется много. Если он готов, я помогу,- заверила Надежда Михайловна подругу.
Тут же Саше нашли достойного преподавателя. А затем отправили на экзамены в «Щуку», которые он, несомненно, сдал. Как же было не принять парня, за которого хлопотала сама Надежда Михайловна Вахтангова!
Поступление в училище оказалось переломным моментом в судьбе Збруева. Учеба буквально его захватила. Саше так нравилось находиться в стенах «Щуки», репетировать, общаться с однокурсниками, учиться у преподавателей прекрасному, что совсем скоро от вчерашнего оболтуса практически ничего не осталось.
— Я попал в театр по блату. И именно театр сохранил меня от самых разных опасностей…,- не раз признавался он после.
Начало карьеры
Полномасштабный дебют Збруева в кино состоялся, еще когда тот был студентом четвертого курса. В картине «Мой младший брат» Александра Зархи ему досталась одна из главных ролей.
Эти съемки принесли начинающему актеру не только опыт и билет в будущее, но и новых товарищей. Общительный Александр быстро нашел язык и с добрым, скромным Андреем Мироновым, и с резким, ярким Олегом Далем.
Фильм прошел по всем кинотеатрам страны. И все, кто в нем снимался, стали очень узнаваемые. Збруев стал получать чемоданы писем от поклонников. Татьяна Александровна гордилась сыном. Радовалась, что из него все же вышел толк, как она и мечтала.
Оценил талант Збруева и тогдашний худрук и режиссер театра имени Ленинского комсомола Анатолий Эфрос. Сразу же после окончания «Щуки» Александр был принят в труппу этого театра и начал выходить на сцену в спектакле «До свидания, мальчики!». Затем Эфрос доверил ему главную роль в постановке «Мой бедный Марат».
Нелегкий путь
Это была настоящая эфросовская школа! Александр Збруев и сегодня признается, что познал театр благодаря именно Анатолию Васильевичу. Когда Эфроса буквально «выдавили» из «Ленкома» и ему пришлось уйти в театр на Малой Бронной, он позвал с собой и Сашу. И тот было согласился и даже начал в нем репетировать.
Но потом принял решение вернуться в «Ленком», в котором чувствовал себя как дома. Думал начать на его сцене новую историю. Вот только режиссер Марк Захаров почему-то ролей не давал.
Это сегодня мы знаем Збруева как ведущего актера «Ленкома», исполнителя главных ролей в таких классических постановках, как «Вишнёвый сад», «Князь», «Борис Годунов» и еще множества других, вошедших в золотой фонд культуры России.
А тогда в карьере театрального актера случались перерывы по три, а то и по пять лет. В такие моменты Александр задумывался, а своим ли он делом занимается. Но перестраивать свою жизнь не спешил. К тому же отсутствие ролей на сцене компенсировала работа в кино. Хотя и сегодня актер признается, что прежде всего для него театр!
Кино тоже есть. Но только в свободное время: «Романс о влюбленных», «Батальоны просят огня», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Автопортрет неизвестного», «Желание любви», «Ты у меня одна», «Бедная Саша»… Это лишь немногие картины, в которых он снимался.
По-настоящему знаменитым Збруева сделала роль Григория Ганжи в фильме Алексея Коренева «Большая перемена». И хотя критики не оценили картину, зрители её очень полюбили. А ведь поначалу актер отказывался от роли Ганжи, так как был занят в театре. Режиссеру пришлось буквально уговаривать его приехать на пробы.
Генеральская дочка
Первой супругой Збруева стала его арбатская подружка Валентина Малявина, с которой он когда-то учился в одной школе. Генеральская дочка, умница и красавица, уже тогда была одной из самых популярных девочек в школе.
Однажды она оказалась в одной компании со студентами «Щуки», куда ее привела подружка. Вскоре туда пришел Саша и, как позже признавалась сама Малявина, она сразу в него влюбилась. Чтобы только выйти за него замуж, Валя перевелась в вечернюю школу. А потом они отправились в ЗАГС, никому не сказав ни слова.
— Девочка, тебе же нет восемнадцати, что же ты так замуж торопишься?- спросила Валю чиновница в московском райисполкоме.
— А мне очень хочется,- ответила та.
А тут еще выяснилось, что Валя ждет ребенка. В 1959 году влюбленным торжественно вручили свидетельство о браке. С этим документом новоиспеченные супруги отправились к родителям. И в той, и в другой семье новость восприняли спокойно.
Матери Валентины Саша всегда нравился. Татьяна Александровна тоже встретила невестку гостеприимно. Молодые поначалу даже поселились в ее квартире. Но постепенно отношения в доме стали накаляться. Бывшая актриса устала изображать радость от общения с женой сына.
— С самого начала не особенно хотела видеть тебя в своем доме,- призналась как-то Татьяна Александровна Малявиной.
К тому времени Валентина уж была студенткой Щукинского училища. От ребенка ей пришлось избавиться, на этом настояли родители. На седьмом месяце они отвели дочь под предлогом осмотра к врачу и вызвали преждевременные роды.
Молодая женщина тяжело переживала потерю ребенка. Александр, как мог, ее поддерживал:
— Потерпи. Вот заработаю денег и мы с тобой купим кооперативную квартиру. Съедем от мамы. Будем жить счастливо. И все у нас будет. Вот увидишь!
Измены
Однако планы рухнули в одночасье. На съемках фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» Малявина влюбилась в режиссера. И пусть, по ее словам, их связывали лишь платонические чувства, они много времени проводили вдвоем.
А после их совместной поездки с «Ивановым детством» на кинофестиваль в Венецию Збруев устроил супруге настоящий допрос.
— Я знаю, что у вас роман!
— Да, мы целовались, но между нами ничего не было,- оправдывалась Валя.
— Не верю!
Тогда Валентина осталась с Сашей. Хотя любви к нему уже не испытывала. Да и Збруев никак не мог забыть обиду. Их развод случился в 1963 году, и причиной вновь была измена жены. На этот раз объектом страсти актрисы стал молодой оператор картины «Подсолнух» Павел Арсенов, в которой ей предстояло сыграть главную роль.
— Я ухожу, — призналась она мужу.
— Куда?- удивленно спросил тот.
— Я тебе оттуда позвоню.
Так закончился короткий брак Збруева и Малявиной. Позже Валентина признавалась, что всегда чувствовала себя свободной и ни одному мужчине не могла посвятить себя целиком. Задав в молодости столь высокую планку, она не смогла ее удержать — хотя ей было отмерено много таланта, а еще больше — женской красоты. Жизнь актрисы закончилась трагически.
Завидный жених
После развода Александр еще несколько раз пытался устроить свою личную жизнь. Поначалу пытался ухаживать за своей коллегой по сцене, красивой блондинкой Светланой Савеловой. Но та отдала предпочтение Николаю Караченцову, с которым они даже собирались пожениться. Этого не случилось лишь из-за протестов матери последнего.
Затем закрутил роман с другой молодой актрисой – Раисой Недашковской.
Нужно отметить, что у Александра, как и у его товарищей и коллег по «Ленкому» Олега Янковского, Николая Караченцова и Александра Абдулова, воздыхательниц было немало. Они буквально осаждали своего кумира. Однажды Збруев собрал их всех у служебного входа театра, выстроил по росту и сказал стоявшему рядом администратору:
— Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!
Впрочем, на этом дело не закончилось. Поклонницы стали караулить Александра на улице. Поэтому пешие прогулки доставляли ему массу неудобств.
Главная женщина
Главной женщиной в жизни Збруев всегда называл свою вторую супругу Людмилу Савельеву, с которой познакомился в 1966-м году. Девушка приехала в Москву на съемки «Войны и мира». Однажды друзья пригласили ее в ресторан ВТО. Там к их столику подошел Саша, который был хорошо знаком с компанией Савельевой.
Збруев тогда не знал, что его новая знакомая снимается в киноэпопеи Бондарчука, а сама она постеснялась в этом признаться. Весь вечер молодой человек шутил, острил, пытался ухаживать за хорошенькой Люсей. Девушка понимала, что продолжения, скорей всего, не будет. И от этого становилось грустно. Ведь она уже успела в него влюбиться.
Они встретились случайно лишь спустя несколько недель в коридоре «Мосфильма». Удивившись тому, что Савельева играет Наташу Ростову, Збруев предложил ей познакомиться уже по-настоящему. Стал звонить в гостиницу, где она жила. Приглашал на свидания, водил по ресторанам.
Вскоре влюбленные поженились. В семье родилась дочь Наташа. Этот брак оказался куда более крепким, но также далеко не идеальным. На этот раз служебный роман закрутил Збруев.
Внебрачная дочь
Елена Шанина — коллега Александра Викторовича по театру, не хотела уводить его из семьи, но и оттолкнуть от себя сил не нашла. Едва между двумя актерами возникли отношения, об этом узнал весь театр. Да они и скрывали своих чувств. Когда Елена в начале 90-х родила дочь Таню, Збруев какое-то время даже жил на две семьи. Но затем всё же вернулся к законной жене.
К сожалению, роман отца на стороне повлиял на его старшую дочь Наталью. Узнав о двойной жизни родителя, девушка вычеркнула того из своей жизни, а после у нее начались нервные расстройства. Понадобилось серьезное лечение. Не последнюю роль сыграла и ее собственная юношеская трагедия любви.
А вот внебрачная дочь Збруева отца радует. Татьяна носит его фамилию и даже выходит с ним на одну сцену в «Ленкоме». Не так давно она стала мамой, подарив родителям внука.
Сейчас
В последние годы 86-летний Александр Викторович Збруев в кино не снимается. Последняя его роль в картине Константина Богомолова «Содержанки» случилась в 2019 году. На роль отца главной героини народный артист согласился лишь из большого уважения к таланту этого режиссера. О чем неоднократно говорил в своих и интервью.
Зато Збруев много работает в театре. За более чем 60-летнюю историю в «Ленкоме» актёр множество раз получал заманчивые предложения от других театров, но всё это время оставался верен родному второму дому.