Несмотря на то, что Иисус Христос был схвачен и распят римлянами, его поимке и казни поспособствовали фарисеи. Они жестоко критиковали его учение и последователей, их полемике уделяется особое место в Новом Завете. Кто же такие фарисеи и почему они так нетерпимо отнеслись к Иисусу и его наставлениям?
Кем были фарисеи, саддукеи и ессеи
Основные сведения о них мы получаем из Нового Завета и из трудов иудейского историка Иосифа Флавия, который, как считают, сам мог относиться к фарисеям. Во времена Христа в Иудее существовало три религиозных партии или течения: фарисеи, садуккеи и ессеи.
Партия саддукеев были самым малочисленным течением. При этом именно они занимали наиболее престижное общественное положение. Они принадлежали к священнической аристократии. Название «саддукеи» по-видимому восходит к имени Садока – первосвященника при царе Соломоне.
Саддукеи вершили самый жестокий суд. Верховным органом юридической власти в то время был Синедрион. Возглавлявшие его первосвященники Анна и Каиафа вынесли обвинительный приговор Христу. А еще именно первосвященники подговорили Иуду выдать Учителя римлянам.
Главными идеологическими и политическими противниками саддукеев были фарисеи. Между двумя этими школами постоянно возникали разногласия и конфликты по богословским вопросам. В частности, фарисеи были против эллинизации, которую поддерживали саддукеи, резко осуждали римскую власть в Иудее.
Название «фарисеи» примерно можно перевести как «отделившиеся». Имеется в виду, от греха, скверны и порока. Фарисеи выступали за строжайшее соблюдение религиозных заповедей и резко осуждали инакомыслие.
Это были очень образованные и начитанные люди. Фарисеи пытались систематизировать предписания Ветхого Завета и привести их к четкой форме. Но иногда в своем духовном рвении они перегибали палку. К чему это привело, увидим дальше.
Наконец, были еще ессеи. Если у фарисеев и саддукеев были свои разногласия, то ессеи предпочли вовсе прекратить отношения с Храмом. Причем некоторые из них, самые радикальные, порвали даже с мирской жизнью в принципе и начали основывать собственные общины.
Фарисеи в Новом Завете
Вот такая ситуация наблюдалась в Иудее в I в. н. э. Когда Иисус Христос начал проповедовать и собирать вокруг себя последователей, его отношения с фарисеями обострились. Причем началось это даже раньше столкновений с Христом. Еще когда Иоанн Креститель начал крестить людей в Иордане, фарисеи выступили с резкой критикой против него. Они спрашивали, по какому праву он делает это, не будучи Мессией.
Но интересно вот что: Иисус разделял многие положения из фарисейского учения, например о воскресении из мертвых, о духах и ангелах. В проповедях он отмечал, что необходимо следовать предписаниям, которым учат фарисеи:
«на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте»
Одновременно самих фарисеев он осуждал. И причиной его критики было то, что они не следуют Закону, которому учат, и погрязли в грехах:
«по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»
Естественно, фарисеям такое понравиться не могло. Они были уверены в собственной праведности и нравственности. И вдруг появился кто-то пришлый и бросает им в лицо обвинения в лицемерии и самолюбии.
Например, одним из поводов для столкновений стала любовь фарисеев к богатству. Они рассматривали его как милость Божию, награду за праведные деяния. Но, как известно, Иисус резко осуждал сребролюбие. Вместо того чтобы накапливать богатства, учил он, нужно совершать благие деяния и помогать ближнему.
Были и другие причины конфликтов. К примеру, фарисеи обвиняли Христа, что он исцеляет людей в субботу. Этот день недели считается священным, и в субботу нельзя совершать никакой работы. Этому правилу фарисеи неуклонно следовали. Исцеление Иисусом больных воспринималась ими как работа, то есть нарушение Шаббата. То, что он при этом творил благо, значения не имело. Нарушил, и всё тут.
В другой раз ученики Иисуса нарвали на поле колосьев в субботу и съели их. Это тоже было расценено как работа, сбор урожая. Случай стал очередным поводом для нападок. Зачем Иисус шел на подобные провокации? Для него это было возможностью обернуть обвинения противников против них же, показать, что за показным благочестием скрывается порок.
Один раз фарисеи даже хотели убить Христа, забросав его камнями. Но он продолжал изобличать их грехи, обвинять их в лицемерии и жадности. Так что нелюбовь фарисеев и саддукеев к Иисусу Христу была взаимной. Бывали и исключения. Например, фарисей Никодим поддерживал его учение и высказывался в его защиту.
Слово «фарисей» используется и в наше время. Оно стало синонимом религиозного лицемерия и самодовольства.