Шамаханская царица многим из нас знакома с детства. Героиня «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина была коварной искусительницей и воплощала красоту и жестокость — те качества, ради которых даже близкие друг другу люди были готовы пойти на преступление. Эта героиня не является главной, но играет основополагающую роль в, казалось бы, детской сказке…
Напомню сюжет: царь Дадон решил отдохнуть на старости лет, но на его земли стали нападать враги. Неудивительно, ведь по молодости он вдоволь наживался на соседних государствах. Обеспокоенный царь решил обратиться за помощью «звездочету и скопцу», который предложил «чудо-изобретение» – золотого петушка. Птица должна была известить Дадона в случае надвигающейся опасности. Взамен царь пообещал мудрецу все, чего тот пожелает.
Два года спустя петушок подал тревожный сигнал, провернувшись на восток. Сначала царь отправил на разборки старшего сына, а затем младшего, снарядив их войсками. Но когда от сыновей перестали приходить вести, старик сам отправился на восток. На своем пути он увидел шатер, возле которого лежали мертвые царевичи, пронзившие друг друга мечами.
Не успел царь опечалиться, как из шатра вышла Шамаханская царица в восточном костюме. Дадон тут же позабыл о своем горе и был покорен коварной красавицей. Целую неделю он пировал у царицы, позабыв о всех делах.
Позднее Дадон вместе с царицей вернулся в свои владения. Но семейному счастью помешал мудрец, который напомнил царю об уговоре и потребовал в качестве награды Шамаханскую царицу. Дадон красавицу отдавать не захотел, тем более, что скопцу она ни к чему. Но тот продолжал настаивать, и разгневанный Дадон убил старика своим жезлом (ударом в лоб). Но тут же поплатился: золотой петушок вспорхнул со спицы и клюнул правителя в голову. Дадон умер, а Шамаханская царица скрылась, олицетворяя ослепительную красоту, несущую безумие и гибель очарованному ею герою.
В сказке Пушкина Шамаханская царица — это олицетворение безжалостной красоты, ради которой человек со слабыми моральными качествами способен пожертвовать даже близкими.
Отмечу, что практически все пушкинские женские образы требуют серьезного научного осмысления. Шамаханская царица генетически восходит к романтическому клише восточной красавицы, который является симбиозом страсти и смерти. Эротизм раскрывается через визуальные (костюм, макияж, прическа), пластическую, речевую (интонационную) характеристики.
А атрибуты восточной страны (тюрбан, опахала, туфли без задника с загнутыми вверх носами, диван, ковры) могут быть считаны как некий эротический код, раскрывающий чувственный характер героини (кроме того, обратите внимание на фигуру героини детского мультика
До сих пор точно неизвестно, кто именно послужил прототипом яркой и неоднозначной героини. Большинство исследователей считает, что образ является собирательным. Другая же версия гласит, что Пушкин придумал этот образ, опираясь на реальные данные о древнем город Шемах(ы/а) — столице азербайджанского государства Ширвана, где проживали женщины невероятной красоты, способные пленить каждого одним только взглядом. Красавицы из Ширвана высоко ценились в средневековом мире и привлекали врагов не меньше, чем местные богатства.
Такой город на самом деле существовал (и существует до сих пор — центр Шемахинского района Азербайджана) и неоднократное упоминание о нем можно найти в различных документах. Находился он в предгорьях Большого Кавказа в юго-восточном направлении и возвышался на 1000 метров над уровнем моря.
Шемах(ы/а) является древним город с богатой историей — город был центром торговли, культуры и науки, отличался благоприятным климатом, наличием источников чистой воды и живописными садами. О нем говорили как о рае на Земле, но, увы, город постигла страшная трагедия. Сильное землетрясение разрушило все вокруг и повлекло многочисленные жертвы — в один день это райское место стало руинами.
Существует не менее интересная версия (о которой писала и Анна Ахматова), связанная с царем Иваном Грозным, который был женат на Анастасии Романовне. В 1560 году супруга скончалась, и грозный царь, активно присоединявший земли, задумал привезти новую жену с Северного Кавказа. Дворяне при дворе Ивана Грозного предложили жениться на кабардинке, чтобы, таким образом, закрепить союз между русским и кавказским народом.
Гонцы Ивана Грозного отправились на Северный Кавказ, и посетили, в том числе, и в Шемах. Царю предложили одну из дочерей черкеса Темрюка Юнгича, которой только исполнилось 18 лет, и звали ее Кученей Темрюковна. Однако привезти ее сразу не удалось — отец отказывался отпускать дочь, так как не был уверен в серьезности планов.
Тогда Иван Грозный попросил нарисовать портрет невесты. Восточная красавица поразила царя, и он принял решение жениться. Но с одним условием — кабардинка должна принять православие. Так Кученей Темрюковна стала Марией Черкасской. Венчание с русским царем состоялось в августе 1561 года. Очень скоро всем стало известно не только о красоте, но и о жестокости девушки — она любила медвежьи забавы, военные походы, организовала специальный отряд для охраны царя, умело орудовала саблей и метко стреляла из лука.
Вполне вероятно, что образ восточной красавицы Пушкин мог «позаимствовать» у сказки «Княжна Милуша», главной героиней которой является царица Зюльфира. Красавица была злой волшебницей, которая, как и Шамаханская царица, могла испаряться в любой момент. Более того, Пушкин был знаком с автором сказки, П. А. Катениным, который лично выслал знаменитому поэту свою сказку-поэму после выхода из печати. Писатели высоко оценивали творчество друг друга.
Скорее всего, этот собирательный образ Пушкин создал во время или после своего путешествия на Кавказ. Там он наблюдал за традициями и обычаями народов, изучал архивные документы. Образ Шамаханской царицы вполне мог зародиться в голове поэта именно в этот восточный период его жизни.
А в отличие от других ханств, Шемахинское, было известным в Российской империи с начала существования, так как именно там производился дефицитный шелк, который после отделения от Персии начал активно продаваться в России. В своих сказках Пушкин, желая показать высокий статус персонажа, неоднократно использовал выражение «шелковый шатер», намекая на знакомство с самим предметом.
Да и имена главных героев других сказок Пушкина (Руслан, Салтан) явно имеют тюркские корни, поэтому неудивительно, что и в этот раз поэт обратился к восточным мотивам. Современники утверждали, что Александр Сергеевич хорошо разбирался в истории восточных народов и держал в библиотеке немало книг на эту тему. Однозначно, творчество великого поэта скрывает еще немало тайн, которые придется разгадывать еще нескольким поколениям…
Спасибо, что дочитали до конца! А какая сказка А. С. Пушкина вам нравится больше всего?