Прошло уже более 500 лет после смерти Василия Блаженного, а его до сих пор почитают как одного из самых известных юродивых на Руси. Даже царь Иван Грозный нес его гроб, а потом и вовсе велел построить храм, который сегодня известен как Храм Василия Блаженного. Но кем был самый знаменитый юродивый?
Сейчас слово «юродивый» ассоциируется с дураком, однако несколько столетий назад этот термин имел более широкий смысл — слово происходит от славянского «юродь», что переводится как «безумный». Так, юродивыми называли и дурачков, и тех, кто своим поведением стремился показать свое безумие. А в православии юродство является особым религиозным подвигом «во славу Христа», который человек принимал добровольно.
Подвиг заключался в отказе от тех благ, которые человек имел в обычной жизни: имущества, положения, родства и так далее. Таким образом, юродивые стремились преодолеть гордыню, и, пройдя через смирение и насмешки, приблизиться к Богу.
Зачастую под маской юродства прятались люди, наделенные даром видеть и слышать то, что было доступно не всем. Многие обладали способностями предвидения и прорицания. А обладая подобными знаниями, юродивые, прячась за маской безумия, старались донести ее и до правителей. В общем и целом, они были единственными, кто мог позволить критику власти без опасения расплаты. Английский дипломат времен Ивана Грозного Джил Флетчер писал:
«Блаженных народ очень любит, ибо они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет».
Самый известный юродивый, Василий Блаженный, ходил обнаженным и мог спорить с самим царем, обличая его в различных грехах, за что снискал любовь не только народа, но и самого царя.
Как я уже отметила, жизненный путь юродивого является дорогой к Богу. Мать Василия, Анна, страдала бесплодием и много лет вымаливала у Господа ребенка. И когда пришла в церковь просить о «благополучном разрешении», то родила прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери.
Способности Василия начали проявляться еще в детстве и когда он понял, что он отличается от других людей, то решил, что его предназначение заключается в помощи заблудших душ. В 16 лет он отправился в Москву, где и принял подвиг юродства. До конца своих дней он ходил почти обнаженным — и летом, и зимой, за что москвичи прозвали его Василием Нагим.
Часто служение Блаженного не ограничивалось словами, а поступки его были экстравагантны и, казалось, необъяснимы. Он мог внезапно опрокинуть лоток с калачами или вылить кувшин кваса у торговца. А потом выяснялось, что в калачи торговец, для экономии, добавлял мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным. Поэтому многие торговцы опасались его прихода и,завидев, били и прогоняли.
А однажды Блаженный совершил, казалось бы, греховное дело – закидал камнями икону Божьей Матери со словами «тут сам чёрт сидит». Толпа верующих набросилась и чуть не убила его. Но вдруг выяснилось, что камни сбили верхний слой краски, и люди увидели, что под образом святой Божьей Матери был нарисован чёрт.
Адописные иконы — культурный феномен в истории русской православной иконописи, когда под традиционными образами святых скрывались дьявольские изображения. Для начала «иконописец» изображал разного рода нечисть, после чего покрывал изображение слоем грунта, а вторым слоем наносил изображение святого. Существуют и упрощенные варианты подобных икон, когда святому пририсовывали рожки, скрываемые верхним слоем краски, или же прятали рожицу черта под оклад.
Вести о городском сумасшедшем, творившем чудеса, дошли и до Ивана Грозного, и тогда царь решил пригласить юродивого во дворец. Во время пира Василий трижды брал кубок с вином и выливал напиток в окно.
Царь рассердился, но Василий сказал ему, что таким образом тушит пожар в Новгороде. Через несколько часов прискакали гонцы с вестью о бушующем новгородском пожаре, который потушил худой обнаженный мужчина. Иван Грозный показал им Василия, и те узнали в нем спасителя. Царь был впечатлен, стал почитать и уважать Василия.
Василий Блаженный умер в 1552 году в возрасте 87 лет, и на его похороны собрался весь город, а гроб с телом несли Иван Грозный и знатные князья. При жизни юродивый часто приходил молиться в деревянную Троицкую церковь на Красной площади на Рву. Когда Василий Блаженный умер, его торжественно похоронили у стен церкви.
Иван Грозный велел построить новый храм в честь победы над Казанью, и старую деревянную церковь снесли, а на ее месте построили каменный собор, где у стен захоронили юродивого.
В 1588 году Василий Блаженный был канонизирован русской церковью. Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоанович, велел над местом захоронения святого возвести еще один храм – пристройку к собору (придел).
Храм Василия Блаженного (официальное наименование – церковь Покрова Пречистой Богородицы на Рву) имеет необычное архитектурное решение – он состоит из 8 отдельных сооружений, стоящих на едином основании (подклет), и расположенных вокруг самой высокой башни. Каждая из церквей имеет разную высоту и уникальную отделку, а все церкви связаны между собой наружной обходной галереей-гульбищем и внутренними переходами.
Одним из вдохновителей был московский митрополит Макарий. По его задумке, собор должен был символизировать образ «Града Божьего — Небесного Иерусалима». Небесный Иерусалим — это та награда, которую получают те, кто отдал свою жизнь на поле боя (напомню, что построен собор в честь покорения Иваном Грозным Казанского ханства). 9 церквей, образующие собор, соединены различными переходами и лестницами, но в действительности они образуют восьмиконечную звезду, которая символизирует Вифлеемскую.
С куполами тоже связана легенда — когда армия Ивана Грозного взяла Казань, царь велел снести символ города — мечеть Кул-Шариф с 8 башнями-минаретами, увенчанными главами. Купола сбили и на телегах доставили в Москву, и якобы возвышается над ними традиционная православная золотая маковка, символизирующая победу православной Руси над Казанским ханством.
Спасибо, что дочитали до конца!