Помните тех бдительных старушек у подъезда, которые всегда знали все и обо всех? Они были настоящими мастерами «фейс-контроля» своего двора. Особенно доставалось от них маргиналам и молодым девчонкам. Первые понятны – на работу не ходят, буянят, и ведут себя неподобающим образом. Но и девчонки попадали под прицел – за короткие юбки, яркую косметику и, представьте себе, счастливые улыбки. Ярлык на них навешивали мгновенно, и избавиться от него было почти невозможно.
Но это все на уровне дворов, а в советские времена существовали и более серьезные меры – карикатуры в журнале «Крокодил». Прямо имен не называли, но все понимали, о ком идет речь.
И хотя зачастую осуждающие реплики карикатуристы вкладывали в уста бабушек у подъезда. Но иногда доставалось и самим бабулькам.
Стиляги: вызов советской норме
Стиляги, молодые люди, выделяющиеся своим экстравагантным внешним видом и любовью к джазу, олицетворяли собой стремление к индивидуальности и свободе, что шло вразрез с коллективистскими идеалами советского общества. Их яркие наряды, широкие галстуки и прически в стиле «кок» вызывали раздражение у старшего поколения и партийных руководителей.
Карикатуристы «Крокодила» активно высмеивали стиляг, изображая их как легкомысленных, поверхностных и бесполезных членов общества. На страницах журнала они предстают как марионетки западной культуры, чьи интересы ограничены танцами, модой и бесполезными развлечениями.
Красотки: мода и общественные ожидания
Параллельно с высмеиванием стиляг, карикатуристы не обходили стороной и девушек, которые стремились следовать модным тенденциям и подражать западным иконам стиля. Эти «красотки» вызывали особое возмущение в обществе, где женщинам предписывалось быть трудолюбивыми, скромными и ориентированными на семью.
На карикатурах «Крокодила» красотки часто изображались как легкомысленные, капризные и лишенные серьезных целей девушки. Они были представлены как те, кто тратит время и деньги на внешность, вместо того чтобы посвятить себя учебе, труду и строительству социалистического будущего.
Журнал-легенда
«Крокодил» – настоящий динозавр советской прессы, выпускавшийся с 1922 года. Этот журнал пережил несколько эпох: и махровый большевизм, и коммунизм, и период застоя, и перестройку, и развал СССР, и приход капитализма. Карикатуристы всегда держали свои перья наготове, создавая острые и злободневные работы, которые понимали все без слов.
Журнал «Крокодил», знаменитый советский сатирический журнал, часто высмеивал различные общественные пороки, в том числе и меркантильность, в своих карикатурах и юмористических статьях. Меркантильные дамы, как правило, изображались в контексте своей жадности и стремления к материальной выгоде.
Карикатуру не зря называют «рассказом в одной картинке». Компактный формат удобен для читателей, но трудоемок для создателей. Художник должен уместить в одном рисунке всю тему, обыграть её и заточить до остроты. Карикатуристы «Крокодила» справлялись с этим, несмотря на постоянный контроль за соответствием социалистическим нормам. Малейшее отклонение от линии партии каралось забвением.
Мужчины в СССР не меньше женщин попадали под огонь сатиры в «Крокодиле». Сильному полу доставалось за тунеядство, пьянство, разгульный образ жизни.
Прелестниц же часто высмеивали за опоздания и нежелание участвовать в общественно-полезном труде. Но больше всего доставалось за аморальное поведение.
Чтобы получить ярлык «гулящей», достаточно было выглядеть иначе. В советские времена это «иначе» означало нечто другое, чем сегодня. Если девушка красилась ярко, носила юбки короче модной нормы и часто меняла гардероб, не работая в «Березке», её сразу считали аморальной.
«Березка» – это валютный магазин в СССР, где можно было купить дефицитные вещи, включая одежду иностранного производства. Позже появились «фарцовщики», продававшие одежду из-за границы. Их ловили и наказывали, но полностью искоренить это явление не удалось.
Чтобы понять, каких девушек высмеивали в карикатурах, достаточно посмотреть на современных «Стиляг». Молодые девушки в фильме выглядят так же, как те, кого клеймили в «Крокодиле». Неважно, что мода была яркой и современное молодежное движение – смелым и передовым.
Эффект карикатур
Карикатуры, безусловно, влияли на общество. Кому понравится, когда на тебя тыкают пальцем и смеются? Желающих посмеяться всегда было много. Карикатуры становились народными обличителями и непреклонными судьями. Не хочешь прослыть «не таким как все» – соответствуй советской морали.
Сегодня многие проявления нетерпимости кажутся странными. Но карикатуры из «Крокодила» остаются такими же острыми и смешными, как и тогда, благодаря мастерству художников, их создавших.