Как создавались мраморные вуали: эффект обмана в скульптуре

Скульптура – тот вид искусства, который оживляет мертвый камень. И только настоящим мастерам удается создать такие произведения, которые вызывают истинное восхищение. Апогеем может считаться мраморная вуаль — эта удивительная оптическая иллюзия поражает каждого…и если некоторые современники успешному результату обязаны оборудованию, то как возможно обьяснить необыкновенно тонкую мраморную вуаль на статуях XVII века?

"Дама под вуалью", А. Коррадини.

Технология создания невесомой мраморной «ткани» была известна ещё во времена Древней Греции и первоначально такой эффект назывался техникой влажной ткани. Однако по-настоящему популярной она стала в начале XVIII века благодаря венецианцу Антонио Коррадини: подобный эффект был впервые применён в скульптуре «Целомудрие»  (надгробный памятник, заказанный князем Раймондо в честь собственной матери, скончавшейся при родах).

Женская фигура окутана струящейся мраморной тканью, сквозь складки которой просвечивают черты лица и тела. Так Коррадини стали считать родоначальником эффекта мраморной вуали.

«Целомудрие», А. Коррадини.

«Целомудрие», А. Коррадини, фрагмент.

За свою жизнь мастер создал ещё несколько «завуалированных» скульптур и под конец жизни представил миру усовершенствованную версию эффекта в скульптуре «Христос под плащаницей» (заказ всё того же князя Раймондо для неапольской капеллы Сан-Северо). Увы, почти в самом начале работы Коррадини скончался, и его дело продолжил Джузеппе Саммартино.

Скульптура изображает тело Христа, накрытое тончайшей тканью. Мраморная ткань позволяют зрителям рассмотреть каждую мышцу и умиротворенное лицо Христа. Работа настолько впечатлила ценителей искусства, что стала жемчужиной творчества Джузеппе Саммартино.

«Христос под плащаницей», А. Коррадини, Дж. Саммартино.

«Христос под плащаницей», А. Коррадини, Дж. Саммартино.

После Коррадини и Саммартино технология была забыта почти на век! И лишь в начале XIX века о поразительном приёме не просто вспомнили вновь, но и попытались усовершенствовать технику. Именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего скульпторов XVIII века — Рафаэля Монти.

Р. Монти, аллегория «Сон печали и мечты радости».

Его отец, Гаэтано Маттео Монти, также был скульптором. Именно он и стал первым наставником начинающего мастера. Уже в 20 лет Рафаэль Монти получил свою первую золотую медаль на выставке, и вскоре о нем узнали в Венгрии, Австрии и Англии, где он успел с успехом поработать.

Слава Монти была связана с изпользованием одного и того же мотива — женщин под вуалью. Самыми знаменитыми скульптурами считаются весталки, головы которых покрыты тончайшей материей. Скульптуры настолько реалистичны, что создается ощущение будто тонкая мраморная вуаль сейчас отреагирует на дуновение ветерка и откроет нам лица девушек.

Весталки.

Весталка.

В древнеримской мифологии богиня Веста была покровительница семейных отношений и хранительницей священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, служившие в её храме.

Монти не только создал несколько удивительных скульптур, но и обнародовал секрет технологии! Для создания каменной ткани, использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться подобного эффекта. Из верхнего тончайшего слоя получалась вуаль, а из более плотного нижнего — тело или предметы. Именно искусная обработка верхнего слоя мрамора позволяла умелым мастера создавать эффект вуали. Поэтому малое количество скульптур объясняется не только ее сложнейшей техникой, но и редкостью подходящего материала.

К. Торреджани, "Изабелла II".

Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

Для того, чтобы узнать, каких результатов удалось достичь современным ваятелям, достаточно посмотреть на работы Бенджамина Виктора «Вирсавия» (2013 год). На первой из фотографий — скульптура Вирсавии, матери царя Соломона, созданная из глины. На 2 и 3 фото — отлитая из бронзы.

Скульптура – тот вид искусства, который оживляет мертвый камень. И только настоящим мастерам удается создать такие произведения, которые вызывают истинное восхищение.-7

Скульптура – тот вид искусства, который оживляет мертвый камень. И только настоящим мастерам удается создать такие произведения, которые вызывают истинное восхищение.-7-2

Скульптура – тот вид искусства, который оживляет мертвый камень. И только настоящим мастерам удается создать такие произведения, которые вызывают истинное восхищение.-7-3

Какая скульптура понравилась вам больше всего?

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Как создавались мраморные вуали: эффект обмана в скульптуре
"Тысячелетний сокол" на дне Балтийского моря продолжает посылать сигналы бедствия в космос?
«Тысячелетний сокол» на дне Балтийского моря продолжает посылать сигналы бедствия в космос?