А вы знаете, что стихи к песне «Ты» написал знаменитый советский поэт, застрелившийся в 30-е годы? Впрочем, обо всем по порядку.
1. Режиссер Борис Валентинович Дуров прославился после выхода на экраны первого советского боевика — «Пираты XX века». Тем удивительнее было, когда Дуров неожиданно взялся за съемки «слезливой» мелодрамы. Но это только на первый взгляд. В «Пиратах» добро было с кулаками. В «Не могу сказать прощай» — нет. Лида Тенякова действует не мускулами, а преданностью, готовностью к самопожертвованию, верностью и любовью — вплоть до полной потери рассудка.
2. Дуров мечтал снять картину о «всепобеждающей, почти невероятной любви». Подать нравственный пример молодому поколению — вот чего хотел режиссер. Разумеется, автор «Не могу сказать прощай» имел в виду Лиду Тенякову, а уж конечно никак не Сергея Ватагина. Главная героиня совершает поступок благородный, но вместе с тем — естественный и простой. Примечательно, что мелодрама Дурова была снята на киностудии имени Горького, которая «детских и юношеских фильмов», а не на Мосфильме, к примеру.
3. Кроме стремления продемонстрировать «огромную любовь», у Дурова был также и «социальный заказ». Как известно, в конце 70-х годов советская деревенская молодежь без оглядки удирала в города. Чтобы попробовать хоть как-то остановить тотальное бегство, в СССР появилось несколько фильмов, которые слегка идеализировали деревенскую жизнь. Прежде всего «Молодая жена». Обратите внимание, что рассказ Ирины Велембовской «За каменной стеной» написан в 1962 году, а экранизирован на 20 лет позже! Два других популярнейших «сельских» фильма — «Любовь и голуби» и «Не могу сказать прощай». Не случайно монолог о «возвращении к истокам своим» во время посиделок у реки произносит именно Костя, а не Миша. Потому что в устах скверного Михаила по понятным сценарным причинам подобный пассаж был бы, наоборот, явной антирекламой деревни.
4. Однажды на глаза Дурову в журнале «Юность» попалась заметка журналистки Лилии Неменовой. В тексте увлекательно рассказывалось об одном молодом человеке, которого разбил паралич, но бедный парень сумел подняться благодаря усилиям возлюбленной. Так появился сценарий «Время любить». Другим вариантом названия было «Король танцплощадки».
5. После успеха «Пиратов XX века» Борис Дуров вполне серьезно рассматривал на главную роль актера Николая Еременко, в одночасье ставшего звездой и главным суперменом советского кино. Но потом Дуров всё-таки решил подбирать исполнителей среди малоизвестных актеров — чтобы показать публике простых людей, таких же, как мы с вами. Мне всегда было любопытно, а что вышло бы, сыграй в «Не могу сказать прощай» звезды первой величины? К примеру, Александр Абдулов (Сергей), Татьяна Догилева (Лида), Александра Яковлева (Марта). Но мы этого никогда не узнаем.
6. Съемочная группа начала поиски главного героя среди учащихся театральных вузов. Авторам фильма хотелось найти актера, похожего на молодого Евгения Урбанского (1932 — 1965), погибшего на съемочной площадке фильма «Директор».
В то время Сергей Иванович Варчук как раз заканчивал актерский факультет Школы-студии МХАТ, причем курсом руководил ни кто иной, как сам Олег Николаевич Ефремов. И вот Варчук пришел на кинопробы. Борис Дуров дал начинающему актеру прочитать сценарий, и спросил, а каким тот видит главного героя? Прежде всего, Сергей (кстати, тезка своего героя Ватагина) немножко покритиковал творение сценаристов, чем изрядно удивил Дурова. Всё-таки молодой и самонадеянный артист еще ни разу не появлялся на киноэкране. А затем Варчук сообщил режиссеру, что Сережа Ватагин представляется ему «королем провинциальной танцплощадки». Такое совпадение приятно удивило Дурова. Выходит, у них с актером одинаковое отношение к малоприятному Сергею, и оба они правильно понимают всю суть этого неоднозначного персонажа. Сергея Варчука утвердили на роль.
7. В процессе подготовки к съемкам Варчук неоднократно посещал институт травматологии. Сергей Иванович общался с пациентами, старался понять, как они себя чувствуют, что думают, чем дышат.
-
Помните, как Георгий Мартынюк, репетируя свою роль в «Знатоках», присутствовал на допросах, а настоящие подозреваемые часто аппелировали к нему, воображая, что справедливый Пал Палыч Знаменский и актер Мартынюк — одно и тоже лицо?
Вот и Варчук постарался вжиться в трудную роль по-максимуму, а чтобы во время съемок действительно ощущать боль, одевал корсет, который порядком ограничивал движения. Кроме того, Варчук брал уроки резьбы по дереву и по-настоящему пилил деревья в леспромхозе.
8. Когда Варчук снимался с Татьяной Паркиной, то постоянно норовил обнять партнершу. Поэтому, Борису Дурову приходилось командовать актеру, чтобы тот положил руку на одеяло. А Паркина как раз недавно вышла замуж, поэтому очень смущалась. Тогда Варчук подговорил оператора, чтобы тот снял как можно больше дублей под предлогом «испорченного кадра».
9. А вот трогательный эпизод с кошкой был чистейшей воды импровизацией. Всё-таки кошки — животные довольно равнодушные и иногда даже жестокие. Если уж сравнивать с ними героев «Не могу сказать прощай», то Марта — стопроцентная кошка. А Лида, конечно же, собака — с ее безграничной и даже слегка фанатичной преданностью Сергею, с покорной готовностью простить любое оскорбление и обиду. Получилось символично: сначала Сергей обнимал Марту, а потом осталась только кошка. Скоро Марта сбежит от постылого мужа.
10. Анастасия Иванова (Лида) в первой половине 80-х годов работала во Владимирском театре драмы. Актриса не умела управлять даже легковыми автомбилями, не говоря уж об огромных грузовиках. Тем не менее, на вопрос «водить умеешь?» уверенно ответила «да» и смело уселась за руль. В результате члены съемочной группы чуть не получили серьезные травмы. А в первую очередь, Сергей Варчук и Татьяна Паркина. Ограждение на стопкадре ниже было сломано не по сценарию — Лида его задела случайно, так как совершенно не умела водить.
11. Александру Коршунову (Вася) тоже пришлось обучаться нелегкому искусству управлять мотоциклом, но к сожалению, актеру удавалось далеко не всё. Чтобы избежать несчастного случая, часть трюков из фильма пришлось удалить. А в других задействовали каскадеров. Например, хорошо известного нам с вами Владимира Жарикова — «убийцу Тягунова».
-
В скобках замечу, что для тех, кто упорно считает, мол Жариков — это не Тягунов, а Чугунная рожа, я написал отдельную статью.
Владимир Юрьевич Жариков, умерший 10 мая 2024 года, был больше каскадером, чем актером. Он и подменил Коршунова в некоторых сценах.
12. Татьяну Паркину привел на съемки директор картины Марк Левин, заприметивший эффектную блондинку на съемках фильма «Красное и черное» (1976, режиссер Сергей Герасимов). При финальном монтаже из «Не могу сказать прощай» вырезали множество сцен, где Марта представала с положительной стороны. Зато оставили неприятный эпизод с сапогами для мамы. Это было сделано, чтобы контраст между «бессердечной» Мартой и бескорыстной Лидой оказался еще ярче.
13. Помните, как Леонид Гайдай поливал продукты на царском пиру керосином?
А многочисленные кушанья на съемках «Не могу сказать прощай» обрабатывали дустом. Ровно с той же самой целью — над сценой работали три дня и требовалось сохранить «реквизит» целым и невредимым.
14. Фильм «Не могу сказать прощай» снимали в подмосковном Серпухове. На стоп-кадре хорошо видно площадь Ленина и гостиный двор. Здания слева — нынешние дома 4/11 и 2/20 по 2-й Московской улице.
Я много раз бывал в Серпухове, но конкретно такого кадра у меня нет, поэтому выкладываю скриншот с Яндекс-панорам.
А вот еще один классический «серпуховский» пейзаж. Вдалеке видна советская «коробка» фабрики Серпуховский текстиль и ансамбль посадских храмов возле Серпуховского кремля.
Сцену снимали в Тарусском переулке. Взгляните на снимок с Pastvu 2000 года.
Похоже, да? За спиной Василия Троицкий собор в кремле.
А вот современный скриншот с Яндекс-панорам. В одном из зданий можно разместить музей великого фильма «Не могу сказать прощай».
15. Помните, как в сцене в ресторане в «Место встречи изменить нельзя» случайно «засветился» знаменитый в будущем Сергей Мазаев?
А в «Не могу сказать прощай» на танцплощадке мелькнул певец Сергей Юрьевич Минаев.
Между прочим, песня «Ты» написана на слова популярного поэта Владимира Маяковского.
Минаев еще и на свадьбе у Ватагиных погулял.
16. «Не могу сказать прощай» вышел на экраны 24 августа 1982 года и занял 4-е место в списке лидеров отечественного кинопроката. Фильм посмотрели 34 миллиона зрителей.
Как сложились судьбы актеров «Не могу сказать прощай»?
Сергей Варчук (Ватагин) — 68 лет.
Александр Коршунов (Вася) — 70 лет.
Владимир Антоник (Костя) — 71 год.
Раиса Куркина (врач) — 96 лет.
Анастасия Иванова (Лида) — погибла в 1993 году в 34 года.
Татьяна Паркина (Марта) — умерла в 2020 году в 68 лет.
Софья Павлова (Евдокия Семеновна) — умерла в 1991 году в 64 года.
Александр Савченко (Миша) — умер в 1992 году в 38 лет от остановки сердца.
А вот еще про «Не могу сказать прощай».