Казалось бы, вопрос не стоит и выеденного яйца, что там пользоваться – включил, выставил температуру или еще пару параметров, и все. Не обращая внимания на то как работает установка. И потом удивляются, что система кондиционирования или климат-контроль неожиданно вышли из строя.
Обо всем по порядку
Для начала можно вспомнить самые простые моменты. Прежде всего кондиционер, это устройство, которое мешает двигателю давать мощность, а машине ехать в нормальном режиме. Поэтому многие водители отключают кондиционер для улучшения динамики, например на городских перекрестках, или если требуется на обгоне впередиидущей машины.
Некоторые водители в сильную жару допускают включение-выключение кондиционера по нескольку раз в течение часа, пока доедут до пункта назначения. Это самое плохое, что можно сделать с кондиционирующей или климатической установкой. Попробуйте делать тоже самое с домашним холодильником и посмотрим насколько его хватит. Скорее всего на пару месяцев работы, не больше. Поэтому уж если выключили кондиционер, то дайте ему минут десять-пятнадцать, чтобы масло в компрессоре и хладогент остыли и вернулись на место.
Еще одна проблема – выключение кондиционера в пробках. Работа установки не так сильно влияет на двигатель как может показаться. При включении кондиционера в «мозгах» двигателя активируется подпрограмма, корректирующая расход бензина и работу вентилятора охлаждения радиатора. Причем учитывается даже ситуация когда машина стоит, а кондиционер работает. Да, будет перерасход топлива и будет молотить вентилятор. Все учтено и рассчитано. На исправной машине с мотором всего 100 л.с. автомобиль может простоять-проработать в жару час-полтора без каких-либо последствий. Это то, что проверено мною на практике, возможно некоторые модели могут простоять и больше. Выключать кондиционер нужно лишь в случае если явно мотор перегрелся.
Интересно, что многие водители утверждают, что на стоянке мотор с включенным кондиционером работает даже устойчивее, чем просто на холостых. Они и понятно, но скорее всего таким машинам уже давно пора отравляться на СТО для прочистки топливных форсунок или замены фильтра.
Личные наблюдения
Кстати о фильтрах, если при включении климата или кондиционера в салоне появился запах подвальной затхлости, то фильтрующий элемент нужно срочно заменить. Допускается лишь небольшое повышение влажности воздуха, но не более того. Любой мерзкий запах означает, что на поверхности фильтровальной ткани размножаются микроорганизмы. Если такое произошло в дороге и нет возможности заменить фильтр, то можно облить его спиртом, затем водой и тщательно высушить под прямыми лучами жаркого солнечного света до полного исчезновения запаха.
Никогда не направляйте дефлекторы с потоками холодного воздуха в лицо. Это гарантированный способ заработать гайморит или конъюнктивит. Лучший вариант вверх в пространство между водителем и пассажиром справа. То же самое касается коленей и суставов стоп. Они также очень чувствительны к переохлаждению.
Практически все кондиционеры и климат-системы «ломаются» примерно после 80 тыс. пробега. Если не обслуживать и пользоваться постоянно, то гораздо раньше. Причиной поломки являются сильные вибрации двигателя, из-за чего соединения теряют герметичность и фреон убегает из системы. Бороться с утечкой фреона на автомобильных кондиционерах практически невозможно. Только знайте, что чем сильнее вибрации на моторе (троит), тем быстрее убежит фреон через соединение.
Что тогда делать?
Не нужно впадать в крайности, а просто заехать на СТО и заправить систему. Заодно промыть систему, поменять масло в компрессоре и продуть теплообменники. Кстати теплообменники рекомендуется продувать сжатым воздухом как можно чаще, но делать это можно только летом и в сухую погоду.
Если же на трубе или теплообменнике образовался свищ, то кондиционер будет работать с явно выраженным «лязгом». На старых машинах это обычно означало дорогостоящий ремонт агрегата, на новых авто система просто блокирует компрессор.
Признаком нормальной работы кондиционера является образование большого количества водяного конденсата. Обычно жидкость сбрасывается через дренажную трубку под днище машины. Если климат-система проработала в режиме охлаждения хотя бы полчаса, то имеет смысл остановится и заглянуть под днище машины. Вода бежит довольно приличной струйкой даже в очень сухую и жаркую погоду. Если же конденсата нет, значит не происходит охлаждения и с кондеем что-то не так. Хотя в некоторых современных авто уже устанавливают безконденсатные кондиционеры, так что лучше сначала заглянуть в инструкцию завода-изготовителя.
Неважно какая температура в салоне машины, никогда не ставьте сразу при включении максимальную производительность по холоду. Дайте компрессору поработать пару минут на минимальной или хотя бы на средней мощности. Устройство прогреется, разгонит масло внутри компрессора, продует каналы и через минуту будет готово к максимальной нагрузке. Примерно так, как мы поступаем с двигателем машины.
В любом кондиционере и тем более климат-контроле есть множество встроенных программ работы в автоматическом режиме. Как правило их эффективность средняя, но главное их достоинство в том, что они оптимизируют нагрузку на компрессор и существенно продлевают его ресурс.
С уважением, Владимир Воробьёв