Легенды о Всемирном потопе и Ковчеге существуют в различных культурах. В библейской традиции это Ноев ковчег, так как именно Ной был праведником, на которого была возложена миссия спасения человечества. История Всемирного потопа известна большинству, но я напомню, что однажды Бог понял, что Земля растлена. Тогда он решил истребить все живое и послал Всемирный Потоп.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
Исключение было сделано лишь для праведного и богобоязненного Ноя и его семьи. Господь предупредил его о предстоящем испытании и сообщил о единственном способе спасения — Ковчеге.
Большинство людей знакомы с популярными изображениями Ноева ковчега, на которых ковчег напоминает деревянный корабль с чем-то типа амбара наверху. Но Библия дает иное описание — в Книге Бытия это некий прямоугольный объект:
«Сделай себе ковчег из дерева. Сделай комнаты в ковчеге и покройте его смолой внутри и снаружи. И сделай его вот так: длина ковчега триста локтей*, ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. Сделай окно для ковчега и сделай его сверху до локтя и поставь дверь ковчега в сторону. Сделайте это с нижней, второй и третьей колодами”
*Локоть в Ветхом Завете — около 45 сантиметров. Но стоит учитывать еще и это египетский королевский локоть — 53 сантиметра, ведь автором Книги Бытия считается Моисей (а он получил образование в Египте).
Целью ковчега было избавить обитателей от катастрофы, которая должна была положить конец наземной жизни. На строительство ушло порядка 120 лет, и разработан он был без возможности управления. Связано это с тем, что во время наводнения плыть было некуда, и вся навигация осуществлялась по воле божьей.
Ковчег был сделан из материала, который Библия определяет как «дерево гофер» — но что из себя представляет этот тип древесины доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, что это может быть кипарис, кедр, тик или красное дерево. Интересное совпадение — слово «кофр» ( от фр. coffre — сундук, ящик, или латинского cophinus — корзина) созвучно слову » гофер » — древесине, из которого был сделан Ковчег по указанию Бога.
Как известно, Ноев ковчег пристал к вершине горы Арарат:
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).
Ноев Ковчег искали на Арарате неоднократно. Интересно, что до последнего времени покорять гору считалось делом запретным: считалось, что поднявшийся нарушит заповеди. Одним из старейших повествований о восхождении на гору Арарат является легенда о Святом епископе Иакове (Акоб Мцбнеци). Он проживал в араратском ущелье и желал развеять споры о Потопе. Тогда Епископ решил подняться на гору, увидеть Ковчег собственными глазами и принести его частичку людям. Подъём был сложным, и каждый раз, когда Иаков останавливался, чтобы отдохнуть, ангел возвращал его к подножию горы.
Но Бог смилостивился и отправил к нему ангела, который сказал, что не стоит подниматься на вершину — рука смертного не должна касаться Ковчега. А вместе с предостережениями ангел принёс частичку Ковчега. Реликвию возможно увидеть и сегодня в Эчмиадзинском соборе в Армении. А небольшой фрагмент Католикос Симеон I Ереванци отправил в дар Екатерине Великой в благодарность за заботу об армянском народе.
Большинство людей представляет Ноев ковчег в виде гигантского судна. Однако в последнее время появляется все больше гипотез, разрушающих это традиционное представление.
Археологические находки дают современному зрителю возможность увидеть, как наши предки изображали ковчег в древние времена. Например, на многих работах I тысячелетия до н.э. ковчег выглядит именно как ящик. Подобные изображения присутствуют и на древних монетах II и III в. н.э.
В пользу этой версии говорят и турецкие мозаики, изображающие события Великого Потопа. На месте города Мопсуестия был найден сохранившийся фрагмент мозаичного пола с надписью «Ковчег Ноя-искупителя». Мозаика содержит изображение животных, которые столпились вокруг открытого ящика с 4 ножками.
Ковчег имел скромные размеры: длина составляла 162 метра, ширина 27 метров, высота 16,2 метра — к такому мнению пришла группа ученых из Рима, изучившая шумерские, аккадские, еврейские и арамейские тексты.
Согласитесь, 162-метровый деревянный ящик мал, чтобы вместить каждой твари по паре. Исследователи склонны предполагать, что речь идёт скорее о генетическом материале животных и семенах растений.
В ходе перевода Библии на разные языки смысл слова «ковчег» неоднократно менял значение. Изначально греческие переводчики Ветхого Завета использовали одно слово (kibotos) и для Ноева ковчега, и для Ковчега Завета, в котором хранились скрижали Моисея с десятью заповедями, а согласно новозаветному Посланию к Евреям, еще и сосуд с манной и жезл Аарона. «Kibotos» представлял собой закрытый деревянный ящик для хранения. Но при переводах стали использовать различные термины, в результате чего и утратилось первоначальное значение.
Таким образом, согласно последним исследованиям, Ноев ковчег не являлся кораблем в привычном понимании: в древних текстах конструкция является ящиком кубической или прямоугольной формы.
Более того, в допотопные времена кораблестроение не было развито, да и Ной не был знаком с таким непростым ремеслом, поэтому выполнил задачу самым простым способом: построил не корабль, а ящик.
Спасибо, что дочитали до конца!
Ставьте лайк и не забудьте подписаться