Правда ли, что даже во второй половине 19 века большинство москвичей ходили в туалет прямо на улицах? Какими были первые общественные писсуары, и почему использовать их нужно было, озираясь по сторонам? Как в Москве появились подземные туалеты? Почему несмотря на в целом комфортные условия, многие представители высших сословий отказывались их посещать? А также — сколько денег получала дореволюционная #Москва , делая бизнес на нужде? Об этом и не только расскажу сегодня.
Внимание: в этой статье речь пойдёт исключительно про общественные туалеты. То, как всё было устроено с этим в домах, тема для отдельного материала.
Надо ли стесняться
Проблема с общественными туалетами в Москве 19 века была очень серьёзной: по началу их просто не существовало. Горожане делали свои дела, где придётся. Те, кто обладал небольшой долей стеснения, украдкой пробирались во дворы и справляли нужду там. Другие могли просто встать на тротуаре около стены здания или столба, чтобы облегчиться. Конечно, речь идёт о мужчинах. Дамам в этом вопросе, как и во многих других тогда, было несколько сложнее.
Возможно, на всё это и дальше не обращали бы внимания внимания, если бы не постоянный неприятный запах. Аромат окутал весь город, не давая спокойно жить москвичам. В 1867 году чиновники решили устранить проблему. Генерал-губернатор первопрестольной предлагал расставить на улицах общественные писсуары. Но в реальность идею не воплотили. Людям пришлось самостоятельно «обороняться» от природных потребностей друг друга. Так во дворах домовладельцы ставили ушаты. В них желающие могли справить нужду, не загрязняя стены и заборы. Но переполнялись тары очень быстро, поэтому толку от них было немного.
Казалось, в чём сложность поставить общественные туалеты по всему городу? Но проблема являлась более глубокой, чем кажется. В Москве отсутствовала централизованная канализация. Поэтому о налаженной системе не могло идти речи. Пока же для тех, кто обладал очень высокими моральными принципами, чтобы не делать свои дела на улице, имелись варианты с гостиницами. Там за небольшую плату можно было воспользоваться общим туалетом пристойного вида.
Никакого уединения
Начиная с 1880-х годов по всей Москве начали потихоньку ставить общественные писсуары. Они выглядели, как круглые сооружения, которые делились перегородками на пять частей. На полу были решётки, куда уходили нечистоты. Некоторые писсуары позже соединялись с канализацией, которая появилась в 1898 году. Но большинство — нет. Довольно пикантным дизайнерским решением было отсутствие крыши. То есть люди, жившие на высоких этажах окрестных домов, могли лицезреть весь процесс. Про дождь и другие осадки говорить, думаю, излишне.
Поскольку полноценных туалетов существовало не так много, люди часто использовали писсуары не только для «малой нужды». Эти манипуляции нередко выводили приспособления из строя. Нечто похожее на писсуары имелось и для женщин — простые решётки в полу. Но это были уже не уличные варианты, а более капитальные туалетные строения. Кроме того, внутри общественных уборных конца 19 века было слишком грязно. Стены, как правило, имели чёрный цвет, чтобы не следить за их чистотой. Не занимались и техническими проверками. Поэтому со временем выходили из строя писсуары. А где-то и вовсе — пропадали двери, которые создавали хоть какую-то иллюзию уединения.
Отступление под землю
На рубеже 20 века в Москве начали появляться ретирады. И хотя изначально французское слово являлось синонимом «отступления», его стали применять и в туалетной отрасли. Эти сооружения имели более капитальный характер. Настоящие павильоны, иногда весьма симпатичной архитектуры. Они были предназначены как для мужчин, так и для женщин. Но поначалу внутри не было приспособлений для сидения.
Только чаши, вделанные в бетон. Такое устройство объясняли боязнью порчи дорогих унитазов. Среди пользователей ретирад было много людей не самых высоких сословий. Городские власти опасались, что простолюдины сломают чудо туалетной техники. Несмотря на все усилия, число общественных уборных в Москве продолжало быть ничтожным. В 1905 году на весь город (более 1 млн человек) имелось 10 ретирад и 38 писсуаров.
На помощь ещё в 1899 году хотел прийти французский коммерсант Г.А. Гайо. Он предлагал построить в Москве как можно больше туалетных павильонов по типу тех, что располагались в Париже. Но чиновники первопрестольной отказали предпринимателю. В качестве аргумента указывалась небольшая ширина московских тротуаров и дефицит места в центре. Поэтому городские власти решили строить подземные ретирады.
Прибыльный бизнес
В начале 20 века в Москве открылись подземные ретирады. Всего их было три. Лучшей считалась та, что располагалась на Театральной площади. Во-первых, там были настоящие унитазы с сиденьями из красного дерева. Во-вторых, имелись умывальники с мылом и полотенцами. Правда за удобство приходилось платить: 5 копеек. В те времена не так уж и мало. Ещё одним неприятным обстоятельством для многих были низкие перегородки кабинок — всего 71 см. Не всем было комфортно справлять нужду в таких условиях.
Через какое-то время появилась подземная ретирада на Сухаревской площади. Её строительство, кстати, обошлось в 10 тысяч рублей. Но думается, что проект быстро себя окупил. Общий годовой доход от общественных туалетов Москвы составлял почти 29 тысяч рублей. Даже сторожи ретирады на Сухаревской получали 300 рублей в год. Возможно, большое количество посетителей было связано не только с близлежащим рынком, но и с тем, что здесь имелись индивидуальные кабинки.
Также функционировала ещё одна подземная ретирада на современной Пушкинской площади. Кстати, ранее в тексте я указывал, что уборная около Большого театра была платной. Однако в некоторых источниках написано, что все подземные туалеты имели вход, как за деньги, так и без. Просто комфорт в кабинках отличался. Например, автоматическим или ручным смывом и т.п. Но для всех посетителей подавалось тепло и работало электрическое освещение.
В 1914 году московские чиновники планировали сделать систему общественных туалетов ещё комфортнее и технологичнее. Однако Первая мировая война помешала этим планам, и дальше #история развивалась уже по другому пути.