«Хорош соболёк, да измят!» — Говорил молодой муж, и это было сигналом для остальных. Теперь на протяжении нескольких часов, а то и дней, новобрачную стыдили и позорили. В Калужской губернии к «измятой» относились сурово. И достаться могло не только ей, но ещё и свахе, и родителям.
«Держи деву в тесноте», — гласила народная мудрость. Не в том смысле, что нужно поселить дочь в крошечной комнатке, а в том, что следить за ней нужно строго. За каждым шагом. Во многих русских губерниях отношения до свадьбы не приветствовались. Если у девушки и появлялся друг по сердцу, ничего лишнего с ним она себе позволить не могла. В противном случае, наутро после свадьбы её ждал позор. Выйдет муж на крыльцо, да крикнет громко: «Измятая невеста!». Тогда односельчане и начнут куражиться.
Доставалось и матери новобрачной. Измятую невесту вместе с родительницей, которая не уследила за дочерью, могли впрячь в телегу и прогнать по селу. Или просто надеть им на шеи хомуты. На Дону подружки начинали распевать посрамляющие песни, в которых говорилось о поруганной чести. Иногда матери и отцу «измятой» дарили кувшин без дна или связку баранок – как символ утраченной чистоты. А в Поволжье наказывали и сваху.
Если сосватала «измятую невесту» — значит, тоже виновата. Скрыла главное, или отнеслась к своим обязанностям формально. Ведь на сваху надеялись, что найдет лучшую девушку, достойную пару. Так что, если вскрывался обман, свахе могло достаться от односельчан – зимой её забрасывали снегом, летом могли пройтись по ней розгами. И никак не скроешься! Если обнаружилась «измятая», то к свахе могли больше не обращаться вовсе – дескать, порченый товар пытается подложить! Так что, подыскивая невесту, она должна была точно удостовериться, что с девушкой всё в порядке.
Ругали «измятую» и родственники мужа, и гости. «Подкладня» — так её могли называть. Честили мать, но никто не предъявлял претензий отцу. И это очень любопытный момент! Если девушка «провинилась», то считалось, что именно мать не досмотрела. А вот отец словно оставался в стороне.
— Запачкала ты себя беззаконием! – Кричали золовки своей новой родне. – Любить нужно только одного!
Иногда старались вымазать «измятую», опрокинуть на неё кувшин с водой. Таким образом, показывали всему селу, что бывает с недостойными. Глядя, как несчастная бредет с хомутом на шее под насмешливые песенки и частушки, любая девушка невольно задумывалась над своим поведением. Оказаться на месте опозоренной никто не хотел.
Насколько цела была невеста, показывали гостям и с помощью блюд. Если родителям девушки подавали несоленую кашу, значит, оставались недовольны ею. Когда подавали на стол яичницу, то смотрели на желток. Если его не было вовсе – хозяйка предварительно вырезала – или он был смешан с белком, то все в порядке. Ну а коли остался, значит пора звать округу и стыдить новобрачную. С уважением и признательностью родителям невесты подносили курицу, а когда обнаруживали, что девушка «порченая», то такого угощения не подавали.
В знак того, что молодая жена пришла в дом девой, разбивали чашки и плошки. На счастье. Эта традиция до сих пор существует на свадьбах, хотя мало кто задумывается, откуда она пошла. Ну а если «измятая», то и разбивать было нечего.
Строго следили за исполнением этих обычаев в Калужской губернии. Там отношение к девичьему легкомыслию было суровым. Однако, нужно признать, что далеко не везде девушек стыдили. В той же Тверской губернии позорящих ритуалов не было. А во многих селениях Пермского края вообще относились спокойно, если у девушки и парня до брака складывались отношения. Разумеется, бывали и другие ситуации.
В Малороссии за «нечистоту» муж мог и нагайкой пройтись по молодой супруге. Свекровь такую невестку громко честила. Однако достаточно было одного сигнала со стороны новобрачного, чтобы все прекратилось. Обряд считали исполненным, следовало жить дальше.