В 1917 году, когда немцы активно наступали, Святейший Синод обеспокоился вопросом сохранности мощей святого князя Александра Невского, покоившихся в Троицком соборе Санкт-Петербурга. Их решили эвакуировать, но предварительно раку вскрыли и произвели осмотр. Случилось это 12 июня.
Что обнаружилось внутри? Прежде чем рассказать об этом, давайте обратимся к предыстории.
Великий князь владимирский Александр Невский скончался в 1263 году, возвращаясь на Русь из поездки в Орду. Есть версия, что монголы его отравили. Так это или нет так, мы уже никогда не узнаем. Но в любом случае, в пределы Владимирского княжества он въехал глубоко больным. До стольного града добраться ему было не суждено. Князь отошел в мир иной в Городце, до Владимира довезли только его тело.
Погребли Александра Ярославича в Рождественском соборе. Там он и лежал больше двух веков. Однако в 1491 году случился большой пожар. Город выгорел почти полностью, поскольку строения в нем тогда были в основном деревянные. Сгорел подчистую и Рождественский собор.
А что же стало с останками князя? Сгорели? Очевидно, да. Но церковь утверждает, что мощи его были чудесным образом спасены. Мало того, таким же чудесным образом рака с мощами оставалась нетронутой и во время других пожаров — 1681 и 1689 годов.
В 1695 году для них изготовили новую раку в серебряном окладе.
В последние годы правления императора Петра Первого останки князя Александра Невского были вывезены из Владимира. Сначала их доставили в Шлиссельбург, потом в Александро-Невскую церковь, специально для этого построенную в Санкт-Петербурге по распоряжению царя. Сейчас эта церковь зовется лаврой.
По ходу дела останки вновь угодили в пожар. Во время их пребывания в Шлиссельбурге павильон, где они лежали, сгорел. Невезение просто капитальное. Но, разумеется, мощи снова остались целыми и невредимыми, по уверению церкви.
А в Троицкий собор рака попала уже в 1790 году. И пролежала там до июня 1917-го.
Что ж, теперь можно перейти к тому, что там было обнаружено. А обнаружено там было… чучело князя, которому совершенно явно было не шесть с половиной веков.
Общественный деятель Сергей Каблуков, входивший в состав лаврской ревизионной комиссии, писал следующее: «Возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими».
То есть церковники соорудили чучело и выдали его за останки князя. Впрочем, что лежало в раке до этого, тоже большой вопрос, учитывая все предшествующие пожары.
Надо признать, что лаврская комиссия поступила достаточно грамотно, приняв решение убрать из раки все явно лишние предметы. Оставили только 12 костей, возраст которых действительно мог быть древним. Эти 12 костей положили в специальный ларец, о чем и сообщал официальный акт, сохранившийся до наших дней.
Ларец был перенесен в лавру. Но лежать там ему пришлось не больше пяти лет. Уже в мае 1922 года в послереволюционном Петрограде было решено снова вскрыть мощи святого князя Александра Невского. Только теперь сделать это максимально открыто. Цель — продемонстрировать обман церкви.
В Троицкий собор прибыла комиссия, в которую вошли представители партии, журналисты, а также известный фотограф Карл Булла, «отец российского фоторепортажа». Он подробно запечатлел на пленку весь процесс извлечения раки и вскрытия ее.
В газете «Петроградская правда» писали следующее:
«На дне гроба лежит лиловый атласный покров, в изголовье новенькая подушка из оранжевого атласа, а посередине небольшая шкатулка из светлого дерева, как бы накануне от мастера. Открывают шкатулку, под крышкой оказывается застекленная рамка, затем вынимают оттуда кусок какой-то материи, затем истлевшие остатки от схимы великого князя, а на самом дне бурые истлевшие кости, да и тех очень немного, с пригоршню не больше. Эксперты определили, что здесь имеются две неполные берцовые кости, одно ребро, остатки от височных костей и ключиц».
Костей этих, как мы уже знаем, было 12 штук. При внимательном их рассмотрении выяснилось, что две из них одинаковые — от правой ноги. То есть принадлежали двум разным людям. Что это были за люди, уже никто никогда не сможет определить. И очень сомнительно, что хотя бы одна кость из этих 12 имеет отношение к Александру Невскому.
Мощи были переданы в Москву и долгое время находились в Центральном антирелигиозном музее. В 1949 г. они вернулись в Ленинград и стали попали в запасники Музея истории религии, располагавшегося на территории Казанского собора. А в 1989 году были возвращены Русской православной церкви, что стало большим событием для всех верующих.