Когда говорят, что «рабочие» костюмы героинь фильма «Интердевочка» (1989) – это дешёвка и даже «колхоз», я не согласна, хотя бы потому, что автором идей была замечательная художница-эстетка-мастер Алина Будникова. Назову некоторые из её фильмов – «Гори-гори, моя звезда» (1969), «Раба любви» (1975) — эти в соавторстве, «Покровские ворота» (1982), «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), «Увидеть Париж и умереть» (1992).
Со вкусом у этой дамы всё в порядке, и она вряд ли соскользнула бы в лютый китч, хотя, наряды «бабочек» или «камелий» (уж если по классике) – на грани этого явления. Этак пройтись по лезвию бритвы. Доводилось читать, что все ткани и некоторые вещи закупались в Стокгольме. Вместе с тем, Будникова, конечно, переборщила с роскошью — специально! Для начала – история из жизни.
Моя мать работала в «Зарубежтрансстрое», относившемся к Министерству транспортного строительства, и они постоянно ездили на переговоры, заключение контрактов и — на празднования по их подписанию. Помните, в одном из эпизодов был кавалер Зины Мелейко (Любовь Полищук), ради которого на неё закрыла глаза милиция и прочие компетентные органы?
Так вот нашим сотрудникам как-то ненароком показали даму из «этих». По описанию – худая брюнетка лет 28-30, скорее эффектная, чем красивая, с зачёсанными назад волосами, собранными в какой-то сложный пучок, одетая в тёмное «плечистое» по моде 1980-х платье до колен, с очень выверенным и не вульгарным макияжем. Типаж …балерины, восхитительные руки, никакой разухабистости.
На точёную леди все искоса и мельком глянули, испытывая брезгливый интерес, смешанный с недопониманием. Когда вышла кинокартина Петра Тодоровского, и в «Советском экране» напечатали кадры, мать сказала, что «те» выглядят корректно и лощено, а вот эти «пёрья» — не формат. Они должны привлекать внимание (кого надо), но не бросаться в глаза (той же милиции).
Нам же показали резвых девушек, которые буквально стремятся к тому, чтобы их повязали и наградили краткосрочным арестом, как Зину. К чему это сделано? Кино! Искусство. В те времена был такой немыслимый культ яркости и броских тряпок, что мы бы не поверили, что интердевочки могут выглядеть, как богатые, но скучные дамы, вся прелесть которых в ухоженных пальцах. Те просто обязаны быть экзотическими птицами.
В таком виде, как щеголяла Сима-Гулливер (Ирина Розанова), в Интурист не пустили бы точно. Откуда же черпалось вдохновение? С тогдашнего подиума и – с эстрады, сцены, из клипов. Это – какие-то вариации на тему Высокой Моды и вечерних нарядов, которые создаются на один раз – потому что «маленькое чёрное платье» можно подвергать трансформациям, а вот костюм Зины или Таньки — увы.
Если все эти платья надеть на проф-моделей и сделать фотосессию для Vogue, или создать клип с участием CC Catch (допустим!) никто не увидит подвоха. В те годы ценилась безудержная яркость, но, если одни модельеры (Pierre Cardin, Yves Saint-Laurent) создавали мощные цветовые акценты при общей выдержанности формы, то, другие — сделали ставку на безудержность.
Возьмём Christian-а Lacroix, буквально «выстрелившего» своими коллекциями 1987-1988 годов с радикальным мини, юбками-тюльпанами, нарочито шикарной тканью и полным отказом от «скучной элегантности». Туда же подтянулся и Gianni Versace с его тигрино-леопардовой темой и барочными наворотами.
Даже в журнале для европейских домохозяек – Burda Moden постоянно шла тема показной роскоши и блестящих тканей. Но это — вечерне-празднично-концертный случай. Да, ажурные колготы Нины-Кисули (Ингеборга Дапкунайте) – распространённый вариант 1980-х. В них тогда ходили почти все девушки, включая жирных и кособоких. С длиной миди или скромненькое мини в 99 из 100.
Белые колготы Симы-Гулливера (Ирина Розанова) – привет Мадонне, которая в одной из фотосессий мелькала этими забавными и мало кому идущими колготками (точнее вообще леггинсами!) в прорехах дырявых джинсов. Любые ноги в них – жирно-бессмысленные. Однако авторам было нужно явить волшебную вульгарность, как ни странно это звучит. Броскость и резкость, но при этом – весьма дорогую.
Если приглядеться, то любой из костюмов – точно выдержан, цвета совпадают и не диссонируют. К слову, наверняка вы заметили, что у всех – бижутерия. В те годы – важнейший тренд. Все носили «пластмассу» и «железки». Этих красоток надо в клипе тогдашнем снимать. Но, увы. Тогда были нужны доходчиво-плакатные персонажи – если такая, непременно в блеске, с агрессивными ногтищами, с ногами напоказ и с подчёркнутой талией, даже если её (талии) и нет.