Один день в древнеримском доме терпимости. Кто туда ходил, какие был правила?

Дома терпимости в Древнем Риме назывались лупанариями. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupaе) — так в Риме называли проституток.

Дома терпимости в Древнем Риме назывались лупанариями. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupaе) — так в Риме называли проституток.

В отличие от «массажных салонов» нашего времени, древнеримские лупанарии были весьма уважаемыми заведениями. Они являлись своеобразными социальными центрами, где люди могли обмениваться новостями и слухами, а также расслабиться и отдохнуть в обществе приятных женщин.

Как правило лупанарии располагались в людных местах среди множества кухонь, лавок, парикмахерских, терм (бань), таверн, общественных домов и рынков. Часто лупанарии открывали рядом с солдатскими казармами.

Найти лупанарий было несложно. Обычно дорогу к нему указывали стилизованные изображения мужского полового органа на мостовой. Куда показывал, туда и надо было идти.

Поскольку Рим был мультикультурным городом, то многие жители и гости столицы не говорили на латинском языке. Поэтому заказ они делали с помощью специальных монет — спинтрий.

Придя в лупанарий, клиент платил за услугу, и выбирал несколько спинтрий, на которых были изображены мужчина и женщина в разных позах. Таким образом работница лупанария понимала, что хочет клиент.

Спинтрий с заказом позы

А в конце рабочего дня проститутка обменивала спинтрии на реальные деньги, она могла точно знать, сколько и за какие услуги ей заплатили, обеспечивая справедливую оплату за свою работу и прозрачность расчетов.

Лупанарии находились под защитой местных властей или влиятельных лиц города, что обеспечивало безопасность как для клиентов, так и для работников. Конечно, не все, а только те, которые можно было назвать роскошными. Лупанарии попроще обращались за услугами в частное охранное агентство.

Жизнь внутри

Персонал лупанария состоял из проституток, массажистов, музыкантов, поваров, официантов, администраторов. Как правило, обстановка в лупанарии была шумной, веселой, с музыкой и смехом.

Клиент уединялся с девушкой в специальном кабинете с подушками и матрасами, а затем мог вернуться в общую комнату и продолжить веселье. И так несколько раз за вечер.

Администратор в лупанарии назывался вилликус (villicus puellarum). Админ давал давал девушке имя, устанавливал её цены, получал деньги и обеспечивал одеждой и другими необходимыми вещами.

Новенькая сотрудница в лупанарии называлась prostibula, надзирательница над девушками (мамка) называлась lena. А владелец лупанария назывался леносом (lenos).

Проститутки выделялись из числа других девушек лупанария яркими одеждами и косметикой на лице. Выходя в город, проститутки были обязаны надевать браслет на щиколотку, чтобы люди могли отличить их от честных женщин. Работницы лупанария могли быть свободными женщинами или рабынями. У каждой из них был свой статус.

Статусы древнеримских проституток

Проституток для богатых клиентов называли meretrix, что означает «платная женщина». Меретрикс работали на постоянной основе, в то время как другие могли работать временно или по контракту.

Некоторые меретрикс достигали высокого социального положения в Империи. Тогда они меняли свой статус с проститутки на куртизанку. Так, меретрикс по имени Цитерикс стала куртизанкой знаменитого военачальника Помпея Великого, и сидела в его семейной ложе во время различных театральных представлений.

Меретрикс по имени Антония Кенида стала куртизанкой императора Веспасиана и играла заметную роль при его дворе. Из истории известно, что она имела влияние на политические решения Веспасиана.

Скорты (Scorta)

Следующая градация — scorta. Так называли проституток для среднего класса. Кстати, ничего не напоминает это слово? Скорты не имели тех привилегий и роскоши, которые могли позволить себе более успешные коллеги. И конечно же, каждая скорта мечтала подняться до меретрикс.

Лупы (Lupa)

Ещё ниже в иерархии проституток стояли lupa. Это были самые дешевые проститутки, которые обслуживали бедных клиентов – матросов, солдат, рабов. Их жизнь была особенно трудной, и шансов подняться по социальной лестнице и дойти до скорты у них было немного.

Путы (Puta)

А ещё ниже стояли путы (puta) — уличные проститутки. Путы делились на десятки разновидностей. Пута возле таверны, пута возле парикмахерской, пута возле казармы, пута, которая принимала у себя дома и пута, которая выезжала к клиенту. И так далее.

  • putae tabernia — ждет возле таверны
  • putae busturiae – ждет возле кладбища
  • putae proseda – принимает у себя дома
  • putae forariae — ждут на дорогах

А в самом низу социальной иерархии находились блитиды (blitidae) — девушки из притонов.

Оплата труда в лупанариях

Оплата труда в лупанариях зависела от класса заведения и статуса девушки. Меретрикс зарабатывала за один раз 20 и больше сестерциев. Скорта редко получала больше 10 сестерциев, лупа получала по 1-2 сестерция за одну встречу.

Часть заработка девушки шла владельцу лупанария. Обычно это был фикс независимо от платы девушке за услугу. Это было выгодно обеим сторонам. У владельца был постоянный денежный поток, а девушка дополнительно могла рассчитывать на щедрость клиента.

Римские проститутки носили "мамиллар" – римский лифчик. Основной целью этого предмета одежды было скрывать грудь, а не поддерживать ее.

Также девушки были обязаны платить налоги. Обычно месячный налог составлял дневной заработок девушки, так что можно сказать, что налог был щадящим.

Все без исключения девушки мечтали «встать на контракт». В этом случае клиент как бы выкупал работницу для себя, девушка получала высокую плату и не встречалась с другими клиентами. Обман жестоко наказывался.

Заключение

Лупанарии были в каждом городе Рима, и, например, в Помпеях их было больше 30, то есть почти на каждой улице города. Кстати, именно на основе лупанариев Помпеи историки получили информацию об этих заведениях.

Богатые семьи специально нанимали меретрикс для сексуальных утех в кругу семьи. Они выполняли не только роль любовниц, но и наставниц в вопросах половой жизни. Родители из знатных семей приглашали меретрикс для обучения своих сыновей и дочерей основам интимных отношений, считая это важной частью воспитания и подготовки к взрослой жизни.

Мужья официально могли ходить к меретрикс для отдыха, и это не вызывало осуждения в обществе. Жены, в свою очередь, знали об этом и зачастую смотрели на такие походы сквозь пальцы, поскольку это не влияло на их статус и положение в семье.

Таким образом, лупанарии были неотъемлемой частью социальной структуры Древнего Рима, отражая особые нормы и ценности того времени.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Всем добра!

Один день в древнеримском доме терпимости. Кто туда ходил, какие был правила?
золотых правил стиля
5 «золотых правил стиля» от Коко Шанель, которые, к сожалению, многие в 50+ игнорируют