Петя Клыпа известен как самый юный участник обороны Брестской крепости: на июнь 1941-го года ему было всего 14 лет. Однако после войны жизнь молодого героя полетела в тартарары. Что произошло? Почему в 1949-м году Петю приговорили к 25 годам лагерей? И кто помог ему снять с себя судимость?
Юный герой
Родившийся в сентябре 1926-го года Петя потерял отца в раннем возрасте. На протяжении первых 13 лет жизни он жил с мамой в Брянске, пока его к себе не взял старший брат Николай, бывший командиром Красной Армии. Уже в октябре 1939-го года части дивизии старшего Клыпы прикрепили к Брест-Литовску, а казармы 333-го стрелкового полка, в котором служил Николай и воспитанником которого был Петя, находились в Брестской крепости.
Сказать, что Клыпа-младший был примерным мальчиком нельзя. Брату приходилось бдительно следить за Петей, чтобы тот не отлынивал от школьных занятий. Тому же больше нравилось проводить время в армии, посещать репетиции в музыкантском взводе, и вообще он хотел в будущем стать военным.
За день до нападения Гитлера на Союз Петя в очередной раз проштрафился: ушёл в «самоволку» с приятелем-музыкантом на местный стадион во время спортивных соревнований, где друзья решили поиграть в оркестре. Было это рано утром, и Клыпа-младший планировал вернуться до того, как его отсутствие заметят, но ему не повезло: Клыпа-старший оказался обо всём проинформирован. Петю наказали, посадив в крепости разучивать музыкальную партию.
На утро 22 июня 1941-го года у Клыпы-младшего были планы: он договорился с другим своим товарищем Новиковым Колей, который также воспитывался в музвзводе, порыбачить. Нападение нацистов положило конец этим планам.
Петя проснулся от звуков взрывов, его оглушило, но, несмотря на это, он отказался от идеи побега из крепости и вместе с другими военными с винтовкой в руках приготовился вступить в бой. Бойцам пригодилась помощь маленького разведчика: уже на следующий день он, например, отыскал арсенал с боеснарядами, который позволил защитникам крепости продолжать бороться с противником.
Бинты для раненных солдат тоже нашёл Петя; он же доставлял им воду, продукты; как-то он добрался до склада Военторга, где нашёл ткань для полураздетых женщин с детьми. Помимо разведки Клыпа-младший также принимал участие в штыковых атаках и сам палил из пистолета по нацистам. Сдаваться в плен, даже когда положение защитников крепости стало совершенно безвыходным, Петя не собирался и возмутился отданному командиром приказу, заявив, что как боец Красной Армии будет биться до победного.
Пленение
В начале июля, когда боеприпасы у защитников Бреста начали кончаться, командование приняло решение прорываться к другому берегу Буга. Однако кончилось всё неудачно: подавляющая часть бойцов погибла, а Петя был пленён.
Колонну военнопленных солдат Красной Армии немцы решили запечатлеть на камеру. Идея была в том, чтобы показать тщетность любого сопротивления и усталость военных противника, однако Клыпа-младший, заметив, что их снимают, внезапно показал оператору кулак. За подобную дерзость он был избит до такого состояния, что тащить его пришлось другим пленным на руках.
Из лагеря в польской Бяле, куда привели пленных, Пете удалось сбежать вместе с друзьями, среди которых был и упомянутый Коля Новиков. Им посчастливилось вернуться в Брест, где они провели месяц, после чего Петя и его товарищ Володя Казьмин решили бежать к красноармейцам, которые уже находились далеко на востоке.
Далеко пройти не удалось, мальчик с другом снова угодили в плен. Там их отправили в Германию в качестве остарбайтеров, то есть восточноевропейских граждан, задействованных в бесплатной/низкооплачиваемой работе. Вернулся домой Петя уже только в 1945-м году после того, как деревня, в которой он работал, была освобождена американцами. Те предложили Клыпе вместе с ними отправиться в США, однако мальчишка отказался.
Преступник
Много с чем повезло Петру, но после войны ему не посчастливилось неправильно выбрать себе компанию. Школьным приятелем Клыпы был Лев Стотик. После войны он начал промышлять спекуляциями, воровством и грабежом. Пётр же стал его соучастником.
Сам он ни пистолетом, ни ножом не орудовал, но и товарищу не мешал. Во время одного из преступлений Стотик убил человека. Этот человек был бывшим милицейским сотрудником. Произошло это в 1947-м году. А спустя два году Льва и Петра поймали. Отпираться не стали. Вот, например, что по этому поводу сообщил сам Клыпа в ходе допроса:
«После приезда в Брянск я совместно со Стотиком Л. С. известным мне по довоенному времени, часто ездили в Москву, где закупали по 15—20 пар туфель, привозили их в Брянск и продавали по спекулятивным ценам. В апреле 1947 года я и Стотик повезли в Харьков картофель. На рынке Стотик проиграл в азартную игру все свои деньги, примерно полторы или две тысячи и решил любым путем достать деньги. Он заметил одного неизвестного гражданина, который, покупая часы, снял сапог и достал оттуда крупную сумму денег. Расплатившись, остальные спрятал обратно. Мы стали за ним следить и сели совместно в поезд «Харьков — Брянск», где и познакомились. На станции Льгов мы с неизвестным выпили водки, за которую заплатил я, и полезли на крышу вагона втроем. На перегоне Льгов — Комаричи, ночью, Стотик нанес ему сильный удар по голове железякой и он упал на крышу вагона. После этого Стотик снял с него сапоги».
Наказание и спасение
Несмотря на то, что Клыпа, в отличие от товарища, в убийстве не участвовал, он и Стотик получили одинаковый срок – 25 лет лагерей. Лев получил такой срок за измену родине, поскольку, как выяснилось следствием, он сотрудничал с немцами, будучи в плену, а Пётр – за бандитизм и спекуляцию.
Наказание было суровым. Клыпу отправили на Колыму. Надежды на помилование, как казалось, у него не было. Потому неудивительно, что Пётр предпринял попытку свести счёты с жизнью: после отбоя остался на улице, надеясь замёрзнуть насмерть. Но, что называется, и тут не повезло: не вернувшегося после работы заключённого быстро нашли и спасли. Правда, нескольких пальцев на ногах он лишился.
Скорее всего, кончилась бы история Петра Клыпа на трагичной ноте, если бы не помощь со стороны писателя Сергея Смирнова. Смирнов изучал историю обороны Брестской крепости, искал защитников. С помощью брата Петра Николая публицист смог отыскать Клыпу-младшего. Между ними началась переписка.
Годы не отняли у Петра одного – хорошую память, позволившую ему достаточно точно воспроизвести детали битвы за крепость, а также пофамильно перечислить задействованных в ней солдат и командиров. С этого момента Смирнов принял решение помочь Клыпе.
Благодаря своим связям писателю удалось добиться смягчения приговора Петру. 23 декабря 1955-го года Клыпу помиловали и выпустили на свободу до окончания срока заключения. А спустя пару лет с него была снята судимость.
С криминалом Пётр завязал. На родине он устроился на завод, где работал токарем, нашёл себе жену, с которой завёл двух детей – сына с дочкой, а, благодаря изданной Смирновым книге «Брестская крепость», также обрёл и всесоюзную популярность.
Умер Пётр Клыпа 16 декабря 1983-го года в 57-летнем возрасте от рака. В 1985-м году его вдова направила письмо Генпрокурору СССР А.М. Рекунову с просьбой проверить материалы уголовного дела покойного. Прокуратура Брянской области провела проверку, показавшую, что в ходе розыскных и следственных мероприятий органами нормы УК нарушены не были.