Кострома с братом Купалой по преданию родились 22 июня – это, а также дальнейшие события легенды о них определили то, что их образы практически неотделимы в ведическом фольклоре. Будучи дочерью бога огня Симаргла и богини воды Купальницы, Кострома является воплощением двух стихий – креативной энергии воды и буйной силы огня.
Она классическое летнее божество, которое отвечает за тёплое лето, хороший урожай и лад влюблённых. Согласно поверью, богиню можно увидеть только ранней весной, что предвещает счастливый год, ну а те, кто удостоится её взгляда, обретут особое счастье. Но что стало причиной её прославления?
Кострома в отличие от многих своих родственников имеет вполне человеческое обличье, представая молодой необычайно красивой светловолосой женщиной, обычно в длинном белом платье, с сильными загорелыми руками, что символизирует её покровительство труду земледельцев.
Взгляд богини необычайно глубок и несколько печален, хотя обычно она весьма доброжелательна. Нередко её сопровождает лиса и выдра, а на плече сидит трясогузка, таким образом, оказывая почёт этим животным, люди отдают дань уважения и их патронессе, «зарабатывая» хороший урожай.
Легенда Костромы и Купалы начинается с того, что однажды на берега Волги прилетела гостья из мира Нави – птица Сирин, славная своим прекрасным пением, однако слышавшие его забывали обо всём на свете. Кострома подговорила брата пойти послушать «солистку», тот надеясь на свою несокрушимую волю, согласился, что и стало причиной беды – Сирин лишила их памяти друг о друге, да к тому же унесла Купалу в подземное царство.
Некоторое время спустя, повзрослевшая Кострома сплела венок, который и надела в припадке гордыни прокричав Солнцу, а значит и богам Сварги, что в мире нет никого, достойного её красоты. Боги не замедлили с ответом – ветер сорвал венок с головы легкомысленной красавицы, забросив его в воды Волги.
Там его и выловил вернувшийся из Нави Купала, много лет искавший свою семью. По обычаю, парень которому доставался венок сплетённый девушкой, должен был на ней жениться – Кострома и Купала, не узнавшие друг друга и влюбившиеся с первого взгляда не стали его нарушать.
Однако на следующий день боги через ту же птицу Сирин открыли молодым правду – чтобы искупить грех кровосмешения брат с сестрой покончили с собой. По одной из версий они, взявшись за руки, бросились в воду, под другой утопилась одна Кострома, Купала же нашёл смерть в более «естественной» для себя стихии – огне.
Ещё одна версия утверждает, что после смерти брат с сестрой стали водяным и мавкой, но о Купале в этот период ведический фольклор молчит. А вот Кострома, принимая девичий облик, караулила у реки парней, надеясь встретиться с любимым, заманивала их в омут и лишь там, поняв, что Купалы ей не видать в ярости бросала его на растерзание духам реки, а придя в себя, горько сожалела об этом.
Считается, что Кострома положила начало и возглавила род мавок, представленный женщинами, утопившимися из-за трагедий любовного характера. Парни, повстречавшиеся с ними, могли спастись, отшутившись или откупившись – самым надёжным вариантом было подарить мавкам, любившим расчёсывать свои длинные зелёные волосы гребень. Неизвестно сколько ещё народу скормила бы речным упырям Кострома, если бы боги, видя, что наказание за её гордыню получилось слишком жестоким, не решили вновь вмешаться.
Поскольку возвращать брату с сестрой человеческий облик было просто незачем – они решили воссоединить их в виде цветка в христианские времена получившего название «иван-да-марья».
Поскольку Кострома олицетворяет стихию воды, то синий цвет растения считается одним из её символов. Впоследствии обитатели Сварги возложили на неё ответственность за плодородие.
Её капища обычно располагаются на пригорке, где роется колодец, и сажаются несколько дубов. В начале весны богиню благодарят за урожай прошлого года и просят помочь с новым. По поверью вода их колодца после её чествования обладает особыми целебными свойствами. Культ Костромы особенно развит в верхнем Поволжье, где даже имеется город, названный в честь этой светлой богини.
Её символами считаются знаки «Перекрест» и «Одолень-трава»:
-
Требы Костроме обычно не приносятся, считается, что она довольствуется праведной жизнью и честным трудом людей.
-
Животные: лиса, выдра, трясогузка.
-
Растения – дуб, а также все культивируемые.
Дни чествования:
-
Март, с появлением первых проталин.
-
22.06. – день рождения и свадьбы с Купалой.
-
29.06. – день поминовения.
История Костромы и Купалы это классическая аллегория стремления к единству двух противоположностей, имеющих, тем не менее, единое начало – поэтому их союз противоестественен и обречён. Кроме того в легенде имеется ещё один немаловажный аспект: пусть и невольно брат с сестрой совершили одно из самых тяжких преступлений – против крови, но с честью ответили за ошибку, пожертвовав своими жизнями, чтобы в итоге соединить души – уже навсегда.