У 15-летней крепостной Прасковьи 65-летний барин стал первым. Она не ожидала, что в свои года он окажется таким пылким, оттого стыдилась даже посмотреть на него.
— Вот, это тебе, держи, — барин протянул Прасковье небольшую шкатулку, в которой лежали бусы. — Бери, бери, не стесняйся.
Прасковья, робко улыбаясь, взяла бусы и тут же надела — такие красивые она видела только у дворянок. С этого момента началась ее новая жизнь…
15-летняя крепостная
Прасковья родилась в 1805 году и была крепостной. Жила она в селе Сабурово Малоархангельского уезда, и никогда бы о ней никто не узнал, если бы не ее красота, и в особенности ее характер.
Хозяин Прасковьи — дворянин Иван Андреевич Якушкин — был человеком холостым. Годы шли, а он все не женился, хотя женщины у него были, но ни с одной из них он не хотел связывать свою судьбу.
— Чего не женишься? Может, проблемы какие по мужской части имеешь?, — подшучивали над ним друзья. Но Иван Андреевич лишь улыбался: мол, не встретил еще свою суженую.
К 65 годам Иван Андреевич уже и не думал жениться и заводить семью, возраст все-таки преклонный. Да и болезнь его подкосила.
Иван Андреевич лежал, уже несколько дней не вставал, и думал, что конец его близок. За барином ухаживала 15-летняя дворовая девка Прасковья, героиня нашей сегодняшней статьи.
Заболевшего барина ей было жалко. Он хоть и был строг со своими крепостными, но никогда не бесчинствовал, руку не поднимал и без причины не бранил. Прасковья выхаживала Ивана Андреевича, как родного отца, даже ночевала на полу возле его кровати — вдруг что понадобится.
— Принеси-ка мне каши пшенной, — бодро сказал Иван Андреевич, проснувшись утром.
— Видать на поправку идете, раз аппетит проснулся. А то три дня ничего не ели. Сейчас принесу, — Прасковья вскочила и побежала на кухню.
От такой заботы Иван Андреевич действительно быстро пошел на поправку, повеселел и на крепостную свою Прасковью посмотрел другими глазами.
Кроткая красавица, которая проявила искреннюю заботу, покорила сердце Ивана Андреевича. В 65 лет он понял, что влюбился. Впервые по-настоящему за все эти годы.
Вольная для Прасковьи
Барин у 15-летней Прасковьи стал первым мужчиной. Неизвестно, любила ли Прасковья Ивана Андреевича, либо просто относилась к нему с уважением — тут уж каждый читатель додумает сам. Но так или иначе отношениям этим Прасковья не противилась.
Вскоре девушка поняла, что ждет ребенка от Ивана Андреевича. Новость эта до слез растрогала его — в свои года он уж и не думал, что станет отцом, пусть и незаконнорожденного ребенка.
В положенный срок Прасковья родила мальчика, и сразу же Иван Андреевич обоих поселил в своем доме, и стал жить с ними одной семьей. Родственники и знакомые не одобрили этого, а некоторые даже перестали общаться с Иваном Андреевичем.
— Связался со своей крепостной, у себя поселил дома, одел, обул — она как дворянка ходит. Постыдился бы! — говорила родня.
— Люблю я ее. Хоть на старости лет почувствовал себя счастливым. Это сама судьба мне такой подарок сделала под конец жизни, — отвечал Иван Андреевич.
Единственным человеком, который поддержал его, был его друг и сосед Дмитрий Петрович Чиркин, участник Отечественной войны 1812 года. Он часто заезжал в гости, и к Прасковье относился хорошо.
Иван Андреевич обучил Прасковью читать и писать, этикету, танцам, и очень баловал подарками ее и сына.
Вскоре у пары родились еще двое сыновей. А когда Прасковья забеременела четвертым ребенком, Иван Андреевич решился на важный шаг. Он дал своей возлюбленной вольную.
Иван Андреевич опасался, что после получения вольной Прасковья его покинет. Но она не ушла, оставалась все такой же заботливой и верной спутницей. Тогда Иван Андреевич решил, что пора жениться.
В 70 лет женился
В апреле 1825 года Иван Андреевич обвенчался с Прасковьей, которая на тот момент была уже на 8 месяце беременности. Ей было 20 лет, а Ивану Андреевичу 70.
Разница в 50 лет и то, что Прасковья — бывшая крепостная, никак не смущали дворянина Ивана Андреевича. Для него она была любимой женщиной и матерью его детей.
После свадьбы пара прожила вместе еще 6 лет — до самой смерти Ивана Андреевича. За эти годы у них родились еще трое детей. Младшая дочь появилась на свет, когда Якушкину было уже 76 лет. Через несколько месяцев после ее рождения он заболел, и Прасковья уже не смогла его выходить.
До самого последнего вздоха она была рядом с ним. Перед смертью Иван Андреевич взял с жены обещание, что она даст всем детям образование. А друга своего Дмитрия Чиркина — единственного человека, который не отвернулся Якушкина — он попросил помочь детям, рожденным до брака, получить дворянский титул. Сам при жизни он не успел закончить эти дела. Забегая вперед, скажем, что Чиркин помог детям получить титул.
Прасковья тоже сдержала обещание и дала детям хорошее образование — все учились в Орловской гимназии, а трое получили еще и высшее образование, причем некоторые ее сыновья стали известными. Например, сын Павел Якушкин стал писателем-этнографом, одним из первых собирателей русского фольклора.
Другой сын — Виктор Якушкин — стал врачом. И кстати, литературоведы склоняются к мнению, что именно Виктор Якушкин стал прототипом Евгения Базарова — главного героя романа Тургенева «Отцы и дети».
После смерти мужа Прасковья управляла доставшимся ей имением Ивана Андреевича. И она оказалась очень грамотной в вопросах управления, имение ее расцветало и приносило хороший доход. Прасковья больше не выходила замуж и жизнь свою посвятила детям. В 1865 году еще была жива, а значит, дожила минимум до 60 лет.
Вот такая история. Пишите в комментариях, что думаете? Делитесь своим мнением — обязательно обсудим!