Когда вышел фильм “Солтберн”, песня 2001 года – Murder On The Dancefloor Софи Эллис-Бэкстор – из финальной сцены стала снова популярной. Появились нарезки, в которых собраны фильмы, где танцуют актёры. И среди них на глаза попалась Сид Черисс. Это оказалось сложно пропустить.
Сид Черисс (Cyd “The Legs” Charisse) начала свою кинематографическую карьеру в 1940х. Она, длинноногая, соблазнительная и сексуальная, стала одной из величайших танцовщиц, когда-либо приходивших к славе в Голливуде, она была в своих танцах словно хамелеон – меняла внешность, чтобы соответствовать любой роли. Несмотря на то, что она преуспела в балетном стиле, она могла соперничать с лучшими и в других стилях, что и продемонстрировала в потрясающих танцах в фильмах “Всегда хорошая погода” (1955, It’s Always Fair Weather) и «Шёлковые чулки» (1957, Silk Stockings) в дуэте Фредом Астером.
Её настоящее имя – Тула Эллис Финкли (Tula Ellice Finklea), она родом из города Амарилло в штате Техас. Псевдоним получился потому, что её младший брат называл её “Сид” (Sid), так как ему не удавалось выговаривать окончание в слове Sis (сестрёнка). Вариация слова прижилась, что Тула сделала сокращение Сид своим прозвищем. Позже голливудский продюсер и автор текстов песен Артур Фрид (Arthur Freed) придал ему гламурного звучания, изменив две первые буквы – Cyd.
Удивительно то, что, глядя на то, как Черисс танцует, невозможно поверить, что в детстве она страдала от полиомиелита, инфекционного заболевания, которое вызывает мышечную слабость, поражающую ноги. Заболевание может привести к неспособности двигаться, но для неё танцы стали способом набраться сил и оправиться от полиомиелита, и она начала брать уроки балета. К 14 годам она уже танцевала в Русском балете Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo).
В 17 лет в Париже, в рамках европейского турне, она вышла замуж за танцевального инструктора Нико Черисса (Nico Charisse). С Нико она появилась в короткометражном фильме “Серенада румбы” (1941, Rhumba Serenade).
В возрасте 20 лет родила своего первого сына. Когда в Европе разразилась война, молодая семья вернулась в Лос-Анджелес, где Сид начала свою карьеру в Голливуде, получая роли танцовщиц всякий раз, когда крупным студиям требовалась профессиональная балерина.
Она привлекла внимание хореографа Роберта Алтона (Robert Alton), кто до этого открыл для себя Джина Келли (Gene Kelly), и вскоре Сид подписала контракт с компанией-кузницей-хитов MGM под крылом поэта-песенника и продюсера Артура Фрида. Она стала постоянной танцовщицей балета при студии, и после того, как она получила роль танцовщицы в комедии «Безумства Зигфельда» (1945, Ziegfeld Follies) с Фредом Астером (Fred Astaire) в главной роли, Черисс получила свою первую роль с репликами в фильме «Девушки Харви» (The Harvey Girls) с Джуди Гарленд (Judy Garland) в главной роли.
Прежде чем Сид Черисс дождалась настоящего успеха, ей пришлось пережить несколько ролей в фильмах категории В и тех, которые оказались кассовыми провалами.
В мюзикле “Поющие под дождём” (1951, Singin’ in the Rain) она исполнила роль танцовщицы, которая выступала партнёршей Джина Келли. За весь фильм у неё было минут семь экранного времени, но это были такие номера, которые захочется пересматривать снова и снова. Что любопытно, но у неё есть как минимум пять фильмов, где она занята, но в титрах не указана, тем не менее она так выступала, что запоминалась зрителям. А обидно вот что – она стала одной из последних великих музыкальных звёзд киностудии MGM, едва успевшая прославиться, как жанр мюзикла начал выходить из моды. Да, золотой век высокобюджетных мюзиклов оказался недолгим, но ему хорошо было бы продлиться, хотя бы ради Сид Черисс.
Её первый огромный успех в качестве ведущей актрисы пришёлся на 1952 год, когда она сыграла певицу-индеанку в вестерне «Дикий север» (The Wild North). Досадно, но Сид в нём не танцует. На самом деле, по всем параметрам мюзиклы с участием Черисс для MGM были менее прибыльными, чем её “серьёзные” актёрские роли, где она не танцевала.
Даже когда она и Фред Астер создали историю своим музыкальным номером в мюзикле “Театральный фургон” (Band Wagon), впоследствии вдохновившим Майкла Джексона на создание клипа Smooth Criminal, на самом деле, фильм стал финансовым провалом для студии MGM. Один из критиков в разборе фильма написал: “…когда мисс Черисс обвивает своими феноменальными ногами Фреда Астера, ей можно простить всё, даже тот факт, что она читает свои реплики так, словно выучила их фонетически”. Хотя её недостаток в произнесении реплик объясняется тем, что она была практически глухонемой, и, когда она пела в мюзиклах, это всегда дублировалось.
Сам Астер назвал Черисс “дивным динамитом” (beautiful dynamite), добавив, что “когда ты потанцевал с ней, танец остаётся с тобой” (when you’ve danced with her you stay danced with).
«Поющие под дождём» (Singin’ in the Rain) были исключением среди менее прибыльных мюзиклов, в которых работала Сид; но важно отметить, что в нём она фактически заменила актрису Дебби Рейнольдс (Debbie Reynolds) в качестве танцевальной дублёрши для Джина Келли, поскольку Рейнольдс не была опытной танцовщицей. Келли лично выбрал Черисс в качестве партнёрши для исполнения номеров – “Бродвейская мелодия” (Broadway Melody), ставшей культовой, и балет на лестнице.
В номере “Бродвейская мелодия” был вырезан кусок, который показался оскорбительным критикам из The Production Code и Католической церкви. В видео на отрезке от 2:17 до 2:20 можно заметить явную склейку. Здесь и был, видимо, момент, засчитанный как неблагопристойный (видео выше Cyd Charisse w/Gene Kelly (1952) Singin’ in the Rain, где Сид в зелёном платье).
В том же году после выхода фильма Сид Черисс застраховала свои ноги на 5 миллионов долларов.
Черисс ушла из танцев в конце 1950-х. Она сыграла второстепенную роль в последнем, незаконченном фильме Something’s Got To Give с Мэрилин Монро перед безвременной кончиной последней в 1962 году.
Голливудские мюзиклы больше не привлекали зрителей, но она продолжала появляться на экране вплоть до 1990-х. “Шёлковые чулки” Рубена Мамуляна и «Забавная мордашка» (Funny Face) Стэнли Донена, оба с Фредом Астером в главной роли и выпущенные в 1957 году, фактически ознаменовали конец золотой эры голливудских мюзиклов. Не только Сид Черисс, но и другим музыкальным звёздам того периода – Джину Келли, Энн Миллер, Вере-Эллен и Джейн Пауэлл – пришлось играть драматические роли, переключаться на телевизионные роли, чтобы не терять сноровки. Черисс поработала в нескольких фильмах-не-мюзиклах, сыграв убийцу в «Сумерках Богов» (1958, Twilight for the Gods) Джозефа Пивни, танцовщицу в драме Николаса Рэя «Тусовщица» (1958, Party Girl) и актрису в драме «Две недели в другом городе» Винсента Миннелли (1962, Two Weeks in Another Town), а также она исполнила гостевую роль в фильме Фила Карлсона «Глушители» (1966, The Silencers).
В 1990 году она выпустила видео с упражнениями Easy Energy Shape Up, предназначенное для активных пожилых людей.
В 2006 году Сид Черисс получила National Medal of the Arts and Humanities, высшую официальную награду, которую только можно получить в области искусства.