Сначала анекдот в тему:
Сидят на берегу реки мужики, ловят рыбку и, как водится, немного выпивают. Подходит к ним американский турист и спрашивает:
-Мужики, вы стакан водки сразу выпить сможете?
-Ну если закусить огурчиком, сможем.
-А два стакана?
— Не вопрос, два огурца и выпьем…
— А сто стаканов?
— Неее, мы столько огурцов не съедим.
Несколько лет назад мы как то вечерком устроили просмотр старых семейных фотографий. Сын увидел моё фото из 96-го, где я стою радостный, с только что купленным телефоном, культовой Нокией 3110. Почти год копил, машины разгружал, в охране на ярмарке по вечерам работал. Так что радости было… полные штаны. Сын и говорит:
— Пааап, а ты что с калькулятором стоишь и радуешься, экзамен сдал?
Пришлось ему объяснять, воспитанному на сенсорных экранах, что это совсем не калькулятор и в 90-е так телефоны выглядели. А ведь прошло совсем ничего по меркам истории — каких-то 25 лет. А что говорить про фотографии, которым больше 100 лет, или картины из 15-17 веков.
Вот где можно мозг сломать, что там люди делают, во что одеты и что вообще там происходит!
Сегодня мы поговорим об одной такой загадке, над решением которой учёные бились несколько десятков лет.
Присмотритесь к верхнему фото!
Ничего не замечаете странного?
И….
Правильно! На переднем плане в двух больших корзинах лежат… авокадо!
Конечно же нет. Это не авокадо!
А что тогда? Это огурцы!
Но почему они такой странной формы, похожие на полусдутые зелёные шарики или маленькие зелёные мячи для регби, совершенно непохожие на то, что мы сегодня видим в магазинах. Современные магазинные огурцы больше похожи на зелёные палки в разной степени «подвяленности», за которые в последнее время просят совершенно неадекватные деньги.
Между тем, ещё лет 50-70 назад на рынках нашей необъятной можно было увидеть точно такие же огурцы, как на верхнем фото — округлые, похожие на мячики, красавцы.
— Ну и что тут такого? Ну круглый огурец и что? — спросят умудрённые жизнью читатели.
А вот что!
Огурцы попали в Россию примерно в 8-9 веке из… Индии. И настолько этот арийский овощ пришёлся по вкусу славянам, что за пару десятков лет распространился по всей России. К началу правления Петра I Россию можно было с полной уверенность назвать огуречной страной, в которой безраздельно господствовал тот самый круглый, тёмно-зелёный огурец.
Этот сорт назывался Муромский.
Его просто обожали все жители России, так как он идеально подходил для засолки в бочках: рассол не мутнел, бочки не взрывались, огурцы всегда хрустели. Особенно кстати муромский огурец пришёлся кабакам, которые стали активно распространяться в период правления Петра.
Каждому посетителю сего заведения выдавали стопку водки и круглый, хрустящий огурец. После пяти-шести стопок и соответствующего количества огурцов, каждый завсегдатай кабака чувствовал себя настоящим арийцем. Поэтому муромские огурцы солились огромными партиями в не менее огромных бочках. Существовали целые артели бондарей, которые клепали бочки не отходя далеко от мест засолки.
Что мы и видим на той самой фотографии.
Но был у муромского огурца один недостаток: в несолёном виде он практически не хранился. Запасать его даже не на зиму, а на осень было бесполезно — портился.
Однако во Владимирской губернии, небольшой городок — Вязников. Его жители настолько фанатели от свежих огурцов, что вывели свой собственный сорт — вязниковский, который хранился очень долго. Помимо этого он хорошо переносил перевозку подводами. Но самый большой его плюс заключался в… длине. Он был чуточку длиннее и немного тоньше муромского, поэтому в одну и ту же бочку вязниковских огурцов влезало больше.
Завсегдатаи кабаков его ценили за то, что из-за большей длины одним вязниковским огурцом можно было «закусить» не одну, а две стопки, соответственно, меньше заплатить. Хитрые кабатчики поняли свою выгоду и быстренько переориентировали закупки на новый «двухзакусьный» сорт, привлекая мужиков копеечной экономией.
Никто и не подозревал, что годы этого исконно русского сорта огурцов сочтены. И виноват в этом оказался… всё тот же Пётр I.
Первый «нашенский» император, прорубивший окно во всяческие Европы, откровенно балдел от всего «ихнего», в том числе и от овощей (помните, что творилось с картофелем, как его насаждали в России?). Для привития на русской почве заморских овощей и фруктов он даже повелел организовать первую селекционную станцию. На поля которой, помимо прочего, были завезены сорта английского огурца.
В Англию огурцы были завезены из Китая только в 14 веке, однако английские джентльмены сразу же вывели строгие правила, согласно которым нормальный огурец английского джентльмена должен быть ровный, гладкий, прямой и без пупырышков.
Соответственно, англичане смотрели на наши «арийские» сорта искоса, как на какие-то неполноценные, недостойные того, чтобы их ел настоящий английский джентльмен.
Помимо прямизны и длины, китайский сорт оказался ещё и сильнее наших «арийских» сортов, попав в Россию он начал активно переопыляться и полностью заменил и муромский и вязниковский сорта огурцов, которые, как признавали абсолютно все россияне, были намного вкуснее и лучше захватчика.
К концу 19 века песенка наших сортов была спета, даже профессиональные селекционеры признали невозможность сохранения наших, родных сортов. Во многом виноваты и российские купцы, которые желая торговать с Англией и Европой, солили в промышленных масштабах только настоящие кошерно-джентльменские длинно-прямо-безпупырчатые огурцы. Экспорт джентльменских огурцов из России в Англию составлял несколько десятков тысяч пудов в год.
Последние «чистые» муромские и вязниковские огурцы исчезли в 1922 году, гибриды держались до конца 70-х. Сегодня все сорта, которые мы видим в магазине — китайские гибриды, от индийско-славянских сортов мало что осталось. Увы…