Владимир Высоцкий: гений или все же перехваленный пьющий поэт. Мои размышления о масштабе его личности

Его до сих пор называют Легендой и Гением. Думаю, преувеличивают. Зависимый человек с пограничным складом психики, который никогда не дорожил своими семьями и трепал нервы своим женщинам.

Я думаю, что именно Высоцкий открыл дыру, из которой как из рога изобилия впоследствии посыпется вся та музыка, которую назовут «русский шансон» (с Розенбаумом во главе). Изначально понятие «шансон» пошло из Франции, там это был подвид городской авторской песни. У нас же термин «шансон» появился официально после развала Союза (радио Шансон, премии Шансон года), а до этого был «блатняк», еще раньше – «арестантские», «каторжные» песни. Впоследствии жанры и их смысловая нагрузка переплелись друг с другом, и в итоге появился некий симбиоз под названием «русский шансон».

Вчера у нас вышла публикация про женщину-истероида Людмилу Гурченко (истероид – одна из разновидностей психопатии по советским учебникам психиатрии). Людмила Марковна была актрисой по жизни, вчера мы разбирали, что такое ее поведение берет корни из трудного военного детства. Владимир Высоцкий, на мой взгляд, тоже имел расстройство личности. А вот советские психиатры со мной бы не согласились: в карточке артиста был указан более серьезный диагноз «маниакально-депрессивный синдром», сейчас этот диагноз называют иначе – биполярное расстройство. Кстати, Гурченко и Высоцкий пересекались и некоторое время работали вместе, коллеги даже судачили об их романе. Но на тот момент у Высоцкого уже были жена и любовница, так что с Гурченко его связывала только работа.

Высоцковеды, которые исследовали жизненный путь и творчество барда уже после распада СССР, получили доступ к его медицинским картам, где все было документально зафиксировано. Как бы ни хотелось думать о нем, как о психологически сильном человеке – это не так. Психологически сильные люди не спиваются к 30 годам.

С Валерием Золотухиным

С Валерием Золотухиным

Лично для меня пелена «гениальности Высоцкого» окончательно спала с глаз после прочтения книги М.Влади «Владимир, или прерванный полет». Молчу уже о его отношениях и браке с Абрамовой, которая терпеливо сносила все гулянки и заглядывала в рот мужу, который унижал ее своими поступками. С Абрамовой он познакомился на улице, будучи пьяным, он побил посуду в ресторанчике и просил у проходящей мимо девушки занять 200 рублей.

Она тогда отдала ему кольцо, чтобы он мог заложить его. Позже Высоцкий угрозами заставил администратора гостиницы рассказать, где остановилась Абрамова, вломился к ней в номер. Очень романтичная история знакомства, не находите? История знакомства Высоцкого и Абрамовой десятилетия преподносилась, как красивая, имела флер эдакой романтики. К счастью, сейчас наши женщины начинают уважать себя и отказываются от отношений с алкоголиками и неблагополучными мужчинами, склонными к проявлению эмоционального давления.

Масштаб личности Высоцкого не поддается разумному объяснению. Но был ли он хорошим человеком, хорошим мужем, хорошим отцом?

Масштаб личности Высоцкого не поддается разумному объяснению. Но был ли он хорошим человеком, хорошим мужем, хорошим отцом?

Отрывок из книги М.Влади:

«Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек…. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. А вокруг уже возобновился разговор. Ты не ешь, не пьешь — ты смотришь на меня.

— Наконец-то я встретил вас.

…Ты некрасив, у тебя ничем не примечательная внешность, но взгляд у тебя необыкновенный. Как только мы приезжаем к Максу, ты берешь гитару. Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И еще то, что ты сидишь у моих ног и поешь для меня одной. Ты объясняешь мне, что театр — твое ремесло, а поэзия — твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня.»

Как вам такой способ знакомства? Романтично ли такое поведение? Я думаю, что оно пугающее. Можно сделать скидку только на то, что это 70-е, Советский Союз, Влади долгие годы жила во Франции и у нее на момент знакомства с Владимиром было уже два мужа, дети, и она, в целом, не боялась мужчин и была готова ко всему. Но даже с такими вводными история знакомства смотрится диковато.

Первые концерты в его биографии датируются 1958 годом. Три недели по Павлодарской области Казахстана. Концерты были со студентами МХАТ.

Первые концерты в его биографии датируются 1958 годом. Три недели по Павлодарской области Казахстана. Концерты были со студентами МХАТ.

Влади пишет в воспоминаниях о муже: «Ты начал с тринадцати лет напиваться». Раннее начало считается злокачественным признаком.

Уже в 1964 году его силы были на исходе. Это в двадцать шесть-то лет! Владимир Семенович пьяным засыпал на улице, попадал в вытрезвитель. (Вспомните популярную песню «Милицейский протокол»!). Когда близкие люди пытались его образумить, это было бесполезно. Одна за другой пошли госпитализации в психиатрические больницы. Его лечили новаторскими для тех лет методами – кодировки, гипнозы. Но из своего заболевания он всегда извлекал новые произведения. В это время были написаны песни «специфической» тематики – «Бал-маскарад», «Песня о сумасшедшем доме» и другие. А лексика все чаще «украшалась» алкогольным сленгом и «алкогольным юмором».

Владимир Высоцкий. 1965

Владимир Высоцкий. 1965

***

Талантливые люди имеют особый пограничный склад психики, поэтому подвержены алкоголизации и любым иным зависимостям. Но согласитесь, одно дело переедать, к примеру, пирожных (пищевая зависимость), или играть в игры, или быть шопоголиком, и совсем другое – пить так, что к 20 годам стоять на учете и посадить себе сердце.

Можно привести кучу примеров талантливых людей, которые тоже злоупотребляли. Но что-то щелкало у них в голове (разум, логика срабатывали? инстинкт самосохранения?) и они начинали лечиться, бросали бутылку. Начинали жизнь заново. Это и Дмитрий Харатьян, и Алексей Нилов, Бутусов, Гребенщиков, из женщин – Гузеева, Догилева, Троянова. Они все остановились, оглянулись назад, и оставили убивающие их привычки позади. Вот они для меня – пример силы воли, адекватности, ума.

В 1971 году рождаются песни «О фатальных датах и цифрах», «Баллада о брошенном корабле», «Горизонт», «Мои похорона», «Песня конченого человека» и другие.

В 1971 году рождаются песни «О фатальных датах и цифрах», «Баллада о брошенном корабле», «Горизонт», «Мои похорона», «Песня конченого человека» и другие.

Владимир Семенович не мог, не сумел остановиться. Думаю, он просто не очень и хотел это сделать. Человека определяют поступки. Его поступки по отношению к своим женам, женщинам, коллегам, едва ли можно назвать приемлемыми.

1975 год. С Мариной Влади.

1975 год. С Мариной Влади.

Высоцкий говорил:

«В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.»

Но самого его нельзя назвать верным. Пускать пыль в глаза и много говорить (как он поступал со своими женщинами), а делать все иначе – это не значит быть верным.

В последние годы он ударился в трудоголизм. В 1977 году Высоцкого увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир».

В последние годы он ударился в трудоголизм. В 1977 году Высоцкого увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир».

***

Он быстро и много работал, быстро ел, быстро и много пил,на сумасшедшей скорости водил машину, не выносил поезда, предпочитая летать самолетом. Вот такая жизнь на высокой скорости, которая и закончилась тоже быстро.

Друзья рассказывали, что физически он был изначально очень силен: мог сделать несколько танцевальных па на вертикальной стене, в стойке на руках подняться по лестничным ступенькам. Если бы не образ жизни, Владимир Семенович мог бы прожить до глубокой старости. Надо было просто остановиться и прекратить вести такой образ жизни. В последние пять лет своей жизни он стал зависим еще и от морфия, а в последние два года уже просто кидался от вещества к веществу. Все, кто был рядом, понимали, что это просто медленное самоубийство, но остановить процесс не мог никто. В попытках бежать от действительности он не мог больше пить, но и выносить жизнь без допингов он не мог.

Друзья, если вы, как и я, интересуетесь психологией, и вам интересна эта тема в контексте знаменитых людей России, советую вам книги. А.В. Шувалов – «Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий» (можно найти в интернете для скачивания), Игорь Пащенко – «Мании человеческие». А также книга авторства советского врача-психиатра Михаила Буянова «Лики великих, или Знаменитые безумцы». Книга была издана на собственные средства врача еще в 1994 году, ее сейчас сложно найти.

***

Спасибо, что заглянули! Подписывайтесь на канал или ставьте лайки.

Владимир Высоцкий: гений или все же перехваленный пьющий поэт. Мои размышления о масштабе его личности
Владелец «Крокус Сити Холл»
Владелец «Крокус Сити Холл» Агаларов должен понести ответственность за гибель людей