Здравствуйте! А вы знаете почему?Каждый год из театральных вузов выпускается по несколько тысяч профессиональных, дипломированных актёров и актрис, но на экранах мы видим (плюс-минус) одних и тех же, за редким исключением. Неужели новые лица не нужны и не интересны нашим режиссёрам и продюсерам? Ведь таланты среди выпускников, разумеется, есть и их точно не мало. Я поговорил с кастинг-директором в одном из ведущих актёрских агентств страны и очень хотел бы с ней поспорить, но… итак, обо всём по порядку.
Дорогие читатели, я точно знаю, что очень многие наши режиссёры прям обожают зажигать новых «звёзд». Открыть в неизвестном артисте талант, огранить этот «самородок» и показать его зрителю. Несколько знакомых режиссёров мне говорили, что это что-то невероятно приятное для них. Но наш кинематограф, как я очень долго думал, работает весьма странно. Стоит открыть такой новый талант, и его тут же начинают снимать во всём, приглашать на роли, даже на те, которые откровенно не подходят, и в превращать этот талант в раздражитель для зрителя.
Так было с Безруковым, Козловским, Петровым, сейчас это происходит со многими другими артистами. Они определённо талантливы, но если сниматься в таком темпе — по 4-5 проектах в день, если скакать по съёмочным площадкам, то даже самые настоящий гений не сможет хорошо проработать все свои роли.
Конечно, продюсеры хотят собрать хорошую кассу, а для этого на афише должно быть именитое лицо. А как лицу стать именитым, если его не хотят снимать в кассовых лентах, пока он не именит? Можно, конечно, сниматься у дебютантов, в фестивальном и авторском кино, сыграть кучу эпизодов, дабы себя показать, но заметят всё равно лишь один процент, а то и меньше.
В актёрских базах агентств и киностудий десятки и сотни тысяч артистов, которые ждут своего «звёздного» часа, но снимаются из них на постоянной основе — 5 процентов. Недавно я разговорился по душам с кастинг-директором и задал ей эти волнующие вопросы — почему на экранах одни и те же артисты? Почему режиссёры всё меньше хотят открывать новые таланты? И получил ответы, которые показались мне сначала сомнительными.
На вопрос — почему одни и те же лица кочуют из фильма в фильм она сказала фразу, которая меня сильно удивила и даже шокировала: а потому, говорит, что нет актёров! Вообще нет? Они, как бы есть в актёрских базах, но большая часть из них — абсолютные бездари и лентяи. Она рассказала как искала для большого режиссёра на кассовый проект за миллиард артиста от 45 до 55 лет. Ей поставили чёткую задачу — найти незамыленное лицо, при этом, с большим актёрским диапазоном и сильным голосом.
Отсмотрела она больше 1500 артистов, потратив много месяцев и сил. И ни один из них не устроил режиссёра: либо внешность не подходит, либо артист слабый, либо ещё чего. В итоге, роль предложили Машкову. Он отказался из-за плотного графика, и взяли Хабенского. Более того, ни один из тех 1500 артистов не справился с актёрской задачей и не мог выжать нерв, да ещё живой, не наигранный. Некоторые играли неплохо, но не более. Она тоже подтвердила, что режиссёры очень хотят новые лица, но, говорит, что талантов- то практически и нет.
То ли образование в театральных вузах начало катиться вниз и выпускаются абсолютно неготовые артисты, то ли все таланты идут после выпуска сразу в театр и оседают там. А новых артистов худруки почти не отпускают на съёмки, разве что, только на эпизоды или в период отпуска летом. Вот тут, пожалуй, начну соглашаться — в театральных вузах нас абсолютно не учат работать с камерой. (Только во ВГИКе) Студенты часто могут шикарно играть на сцене, но совершенно не представлять себе что такое кино и какие там законы существования. Как работать на площадке и как играть роль не по порядку, например, как вести себя на пробах. А пробы — это очень важная часть актёрской профессии. Нас не учат как их проходить, как к ним готовиться, и приходится самому набивать шишки, ошибаться или ходить на какие-либо курсы.
А ещё проблема в том, что многие артисты безумно самоуверенны. Они никогда не признаются самому себе и окружающим, что чего-то не умеют. Будут ходить на тысячи проб и считать, что режиссёры не понимают их таланта. И,кстати, сыграть на пробах с листа без подготовки глубокую и трагичную сцену не каждый сможет — это большая работа.
Вернёмся к тезису, мол, артистов талантливых нет. Раньше, ещё лет 10-15 назад кастинг-директора постоянно сами ходили на дипломные спектакли студентов, в театры и могли увидеть т найти прекрасных артистов. А сейчас выбирают по видео визиткам. А это тоже надо уметь — хорошо себя снять! Профессионалы, которе снимают хорошие визитки, обычно, берут за это от 10-15 тысяч рублей, и не каждый артист, получая в театре копейки, может себе это позволить.
Вот и снимают артисты себя сами на телефоны трясущимися руками или неумело нарезают свои роли из дурных сериалов в один файл. Но это же работа кастинг директора — найти артиста. А получается, что они переложили её на самих артистов и говорят что талантов нет. Но, повторюсь, артистов этому не учат, и они годами могут ошибаться на пробах, рассылать дурные самодельные визитки и ждать чуда. Кстати, раньше о пробах было легко узнать, а сейчас в открытом доступе только кастинги в рекламу и в самые дурно — мыльные сериальчики. Хорошие пробы — это эксклюзивная информация для узкого круга посвященных.
Да и режиссёры ещё как лукавят. Сколько из них постоянно говорят в интервью, что мечтают взрастить новый талант. А на деле — они никогда не хотят тратить лишнее время на съёмочной площадке и берут опытного, но надоевшего артиста. Если хочешь открыть талант, пожалуйста — иди в театральный вуз, посиди на экзамене, сходи в маленький и неизвестный театр, съезди в регионы — там тоже огромное множество талантов.
К нам в институт приходили и Учитель, и Эшпай, и Тодоровский, и Панкратов — Белый, и многие другие режиссёры в поисках
неизвестных талантов, а сейчас у режиссёров нет на это времени и всем «рулят» кастинг директора, которые переложили поиск актёров на самих актёров. Да и кино сейчас стало полностью продюсерским, а не режиссёрским, артистов навязывают, а режиссёр — такой же наёмный рабочий.
А ещё кастинг директор мне сказала, что нынешний актёр ленив до безобразия и охамел. Ей приходится буквально бегать за ними, упрашивать записать пробы, дозвонится и согласовать время прихода, порой, труднейшая задача. Актёры хотят к себе какого-то особого отношения, не берут трубки, хамят, приезжают на пробы под градусом, опаздывают и неделями не могут просто снять себя на телефон и текст выучить. И так себя ведут никому неизвестные артисты, которые ещё ничего, кроме зайчиков и грибов не сыграли. По её словам, те, кто сейчас на слуху, обладают, помимо актёрских данных,ещё и самым главным качеством — на них точно можно положиться и они проверенные. А неизвестный актёр — он часто, как тёмная лошадка. Может прийти пьяным, плохо сыграть, не уметь работать с камерой, запоминать текст или просто оказаться неадекватным. И это, к сожалению, так.
Писал статью и очень хотел возразить, но, по ходу, всё больше убеждался, что возражать мне почти нечему. Я и сам, когда подрабатывал на втором курсе ассистентом по актёрам, видел на пробах, как неизвестные артисты мнят себя гениями, открывают двери с ноги, хамят, а сыграть ничего не могут. Да чего уж греха таить: я столько раз проваливался на кастингах, выглядел, как беспомощный ребёнок, не мог сыграть простейшие сцены из-за волнения, нервов и неопытности.
Артист просто обязан постоянно развиваться, обучаться и сам заниматься своим продвижением. Чуда можно так и не дождаться. А пока мы ленимся и ждём этого чуда, на экранах будут те, кто смог попасть в струю.
А вы что думаете? Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях — мне очень интересно.