Утро после свадьбы, часть I

Наутро после брачной ночи молодая жена проснулась одна. Под окном раздавался неистовый крик и грохот сапог. Анна выглянула в окно. Супруг, одетый в расшитый золотом халат показывал караульным солдатам, как надо тянуть носок при церемониальном шаге.

И уж, конечно, не думала великая княгиня, что муж будет развлекать ее барабанным боем… Зарывшись в подушки, она дала волю слезам.

Изображение использовано в иллюстративных целях

Изображение использовано в иллюстративных целях

Она вздохнула: семейная жизнь не обещала быть легкой. Супруг ее имел престранное чувство юмора, граничащее с безумием. Желая развлечься, Константин выкатывал в примыкающий к покоям жены коридор небольшую пушку и стрелял холостыми зарядами. У него был небольшой арсенал и в Стрельне, и в Мраморном дворце, орудия и порох великий князь всегда держал под рукой.

Четырнадцатилетняя Юлиана Генриетта Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская была выбрана в жены Константину Павловичу его бабушкой Екатериной II. По приглашению русского двора Юлиана со своими старшими сестрами Софией и Антуанеттой и матерью прибыла в Петербург 6 октября 1795 года.

Шарль-Франсуа Массон де Бламон писал: «Юные и трогательные жертвы, которых Германия посылает в дань России, как некогда Греция посылала своих девушек на сожрание Минотавру… Эта помпа, которая вас окружает, эти богатства, которыми вас покрывают, не ваши… Конечно, ваш жребий достоин слез тех, кто вам завидует…»

Императрица констатировала: «Наследная принцесса Саксен-Кобургская прекрасная, достойная уважения женщина, дочки у нее хорошенькие. Жаль, что наш жених должен выбрать только одну, хорошо бы оставить всех трех. Но, кажется наш Парис отдаст яблоко младшей: вот увидите, что он предпочтет сестрам Юлию… действительно, шалунья Юлия лучше всех».

Принцесса Юлиана Заксен-Кобург-Заальфельдская, позднее великая княгиня Анна Федоровна

Принцесса Юлиана Заксен-Кобург-Заальфельдская, позднее великая княгиня Анна Федоровна

Герцогиня Саксен-Кобургская, мать была польщена такой честью. Она писала в Германию мужу, что у нареченного их дочки «прекрасные живые глаза и чудесный цвет лица». Она не хотела огорчать супруга: внешностью великий князь пошел в отца, только оказался еще неказистее.

Для младшего внука Екатерина II ничего не жалела и не хотела замечать, что он рос прескверным мальчишкой. Старший внук, Александр был красив, умен и благонравен. По сравнению с ним Константин казался сущим бесенком. Дерзкий, непоседливый, все время кого-то передразнивавший…

Портрет великих князей Александра и Константина в детстве, работа художника Ричарда Бромптона

Портрет великих князей Александра и Константина в детстве, работа художника Ричарда Бромптона

Сохранилась записка, написанная рукой Константина в то время, когда приглашенный Екатериной швейцарец Лагарп обучал великих князей основам нравственной философии: «Так приятно нисколько не трудиться, что я желал бы даже, чтобы другие за меня могли ходить, есть, пить, говорить… Быть грубым, невежественным, дерзким — вот к чему я стремлюсь. Знания мои и прилежание достойны армейского барабанщика. Словом, из меня ничего не выйдет во всю мою жизнь…»

Приставленные к великому князю лакеи долго вспоминали, чем закончился один из таких уроков: терпеливый Лагарп битый час упрашивал Константина повторить, чем конституционное правление отличается от абсолютного.

Константиновский дворец

Константиновский дворец

Поняв, что ученик над ним издевается, учитель велел негоднику покинуть класс. И тут десятилетний князь пребольно укусил его за руку!

Пошла кровь и швейцарский профессор вскрикнул от боли, а Константин убежал. И это еще цветочки: повзрослев, он сломал руку приставленному к нему престарелому генералу Штакельбергу.

Юного Константина никто никогда пальцем не трогал, зато он сам с детства распускал руки. Когда отроку дали небольшой отряд солдат, он на досуге муштровал их при помощи палки. Великий князь даже отколотил командира, и в конце концов солдат у него отобрали.

Константин Павлович, художник В. Боровиковский

Константин Павлович, художник В. Боровиковский

Женив старшего внука Александра, Екатерина II вскоре занялась устройством судьбы младшего Константина. Императрица не без гордости говорила о юном великом князе, что он является завидной партией для многих невест Европы.

Она гневно отвергла предложение Неапольского королевского дворца, назвав дочерей-принцесс Фердинанда I «уродцами» и остановилась на хорошенькой Юлиане: красива, здорова, молода, родовита.

Невесте еще не было пятнадцати лет, а жениху — семнадцати. В начале февраля 1796 года Юлиана приняла православие и стала зваться Анной Федоровной.

«В средине зимы Великий Князь Константин приходил завтракать к своей невесте ежедневно в десять часов утра. Он приносил с собой барабан и трубы и заставлял ее играть на клавесине военные марши, аккомпанируя ей на этих шумных инструментах. Это было единственное изъявление любви, которое он ей оказывал. Он ей иногда ломал руки, кусал ее, но это было только прелюдией к тому, что ее ожидало после свадьбы…» — пишет В.Н. Головина.

Венчание состоялось 15 февраля 1796 года. Брак оказался неудачным. Константин Павлович то был нежен к молодой супруге, то подчеркнуто с нею груб.

Однажды он посадил Анну Федоровну в одну из огромных ваз в Мраморном дворце и начал по ним стрелять. Терпеть характер мужа, его непредсказуемые выходки принцессе становилось все труднее. Взрослея, Анна Федоровна становилась все привлекательней, и в светском обществе ее звали «вечерней звездой» за красоту и кроткий нрав.

Тут Константин дал волю ревности, причем даже к брату Александру. Он запрещал ей покидать комнаты, а если она выходила, то являлся и уводил ее. Через три года в 1799 году Анна Федоровна покинула Россию для лечения и не пожелала возвращаться.

Она приехала к родным в Кобург, но не нашла у них понимания, поскольку они заботились о репутации семьи и своем финансовом положении. Из Кобурга Анна Федоровна переехала лечиться на воды. В это время в Петербурге узнали о ее планах.

Портрет Великой княгини Анны Федоровны, супруги Великого князя Константина Павловича. Неизвестный художник

Портрет Великой княгини Анны Федоровны, супруги Великого князя Константина Павловича. Неизвестный художник

Под давлением императорской и собственной семей Анна Федоровна была вынуждена вернуться в Россию. В октябре 1799 года планировались свадьбы сестер ее мужа Александры и Елены. Великая княгиня обязана была на них присутствовать по придворному этикету.

Лишь после убийства императора Павла в 1801 году у Анны Федоровны появилась возможность осуществить свой план. Вскоре ей сообщили, что тяжело заболела ее мать, герцогиня Августа. Расположенный к невестке император Александр I разрешил ей навестить мать, Константин Павлович тоже не был против, у него начинался очередной роман.

Константин Павлович пользовался большим успехом у женщин — в его положении это было нетрудно. Придворные дамы почитали за честь уступить ему, добиваться понравившейся женщины великому князю не приходилось. Но невероятное однажды произошло — ему отказали! И кто?! Об этом с следующей части.

Портрет великого князя Константина Павловича работы Джорджа Доу

Портрет великого князя Константина Павловича работы Джорджа Доу

Возможно, скандал, который разразился вскоре поставил точку в отношениях Константина Павловича и Анны Федоровны. Анна Федоровна уезжает в Кобург, и больше в Россию она не вернется.

Заручившись поддержкой немецкого двора, она начала вести переговоры о разводе с Константином Павловичем, и спустя почти двадцать лет, в 1820 году, брак был официально расторгнут Святейшим Синодом.

Анна Федоровна прожила долгую жизнь — 78 лет. У нее было двое внебрачных детей, но замуж она больше не вышла — опыт супружеской жизни с российским наследником навсегда отвратил ее от брака с кем бы то ни было. Продолжение в следующей части.