Не «глиной» единой: 7 скандальных скульптур в городах мира

«Большая глина № 4» расколола москвичей на два лагеря. Одни увидели в работе швейцарца Урса Фишера достойное произведение современного искусства, другие же – нечто совсем иное. Впрочем, паблик-арт не всегда должен нравиться: мастера этого жанра любят не только восхищать, но и удивлять и даже провоцировать горожан. В подборке ниже мы собрали арт-объекты, которые в свое время тоже вызывали противоречивые чувства у горожан.

«Дерево» в Париже

Надувная инсталляция «Дерево», автором которой стал американец Пол Маккарти, появилась в центре Парижа в 2014 году в рамках ярмарки современного искусства Fiac. Но украшала она французскую столицу недолго: всего через два дня возмущенные парижане обрезали крепежные канаты, из-за чего вся конструкция рухнула.

«Дерево» Пола Маккарти (фото: globalnews.ca, Aurélien Morissard/Newzulu)

«Дерево» Пола Маккарти (фото: globalnews.ca, Aurélien Morissard/Newzulu)

Официально 24-метровый арт-объект был представлен зрителям как новогодняя елка, но, разумеется, многие верно уловили иронию художника и сразу же увидели в композиции характерную форму игрушки для взрослых. Посмеялись, впрочем, не все. Волна ненависти накрыла не только «Дерево», но и затронула самого Пола: во время монтажа скульптуры на Маккарти напал незнакомец и трижды ударил его по лицу.

Мэр города Анн Идальго вступилась за Пола, заявив, что «Париж не будет пасовать перед угрозами тех, кто, нападая на художника, нападает на свободу творчества». Впрочем, во Франции эту инсталляцию больше не показывали. Интересно, что впоследствии скандал имел и неожиданный экономический эффект: спустя месяц в Париже зафиксировали рост продаж того самого аксессуара.

Арт-объекты Николая Полисского в парке «Чермянка»

Задолго до появления «Большой глины» у ГЭС-2, в парке «Чермянка» на северо-востоке города возвысились несколько скульптурных композиций в стиле лэнд-арт. Автором инсталляций выступил известный художник Николай Полисский совместно с архитектором парка Галиной Лихтеровой.

Фото: архив пресс-службы «Мой район»

Фото: архив пресс-службы «Мой район»

Фото: polissky.ru

Фото: polissky.ru

Фото: архив пресс-службы «Мой район»

Фото: архив пресс-службы «Мой район»

Вдохновением для абстрактных конструкций из бревен и лозы стали верши – рыболовные снасти из ивовых прутьев. Сам Полисский также утверждал, что форма инсталляций повторяет движение реки и подчеркивает уникальный ландшафт парка. Увы, задумку художника поняли не все. До сих пор в Интернете можно увидеть публикации с разбором того, что напоминают конструкции на самом деле. На критику в свой адрес Николай отвечает жестко.:

«Москва – очень тупой и злобный город! Кроме Ленина, Сталина и Чапаева никто ничего не видел. Мы – дикие!», – заявил он в интервью «Комсомольской правде».

Скульптуры Давида Черны в Праге

Благодаря этому скульптору Прага теперь известна не только как уютный европейский городок, но и как огромное пространство для ироничного паблик-арта. «Я просто обожаю выводить людей из себя», – признавался Давид Черны. И действительно, своими работами он нередко посмеивается, а то и издевается над Прагой, ее жителями и над общественными ценностями.

Арт-объект «Младенцы» (фото: shutterstock.com)

Арт-объект «Младенцы» (фото: shutterstock.com)

Скульптура «Подхалимство» (фото: prague-secrete.fr)

Скульптура «Подхалимство» (фото: prague-secrete.fr)

Арт-объект «Подвешенный человек» (Зигмунд Фрейд) (фото: shutterstock.com)

Арт-объект «Подвешенный человек» (Зигмунд Фрейд) (фото: shutterstock.com)

Проект «Piss-Кирпичный завод Гергета» (фото: shutterstock.com)

Проект «Piss-Кирпичный завод Гергета» (фото: shutterstock.com)

Арт-объект «Эмбрион» (фото: ourbeautifulprague.com)

Арт-объект «Эмбрион» (фото: ourbeautifulprague.com)

Так, в 1999 году скульптор представил ироничную пародию на почитаемый чехами памятник Святому Вацлаву: Черны воссоздал копию монумента, вот только в его варианте князь сидел на брюхе дохлого коня (сейчас произведение можно увидеть во дворце «Люцерна»). Среди других его скандальных работ: огромные скульптуры младенцев на здании телевизионной башни, свисающий с крыши Зигмунд Фрейд, инсталляция «Эмбрион» на водосточной трубе театра Na Zabradli, арт-объект «Подхалимство» в галерее Futura и фонтан Piss у Музея Франца Кафки.

«Опрокинутая дуга» в Нью-Йорке

Инсталляция скульптора Ричарда Серра – уже хрестоматийный пример того, как общественность одержала победу над видением художника. «Опрокинутая дуга» простояла на площади Фоли (Нижний Манхеттен) 8 лет – с 1981 по 1989 год. Убрать произведение город вынудили жители.

Все дело в том, что внешне арт-объект представлял собой необъятную стальную пластину 36.5 метров длиной и 3.6 метров в высоту и… мешал людям пересекать площадь по прямой. Сотрудники ближайших офисов в спешке на работу были вынуждены подолгу обходить дугу и терять драгоценное время. Раздражение копилось, и спустя несколько лет власти согласились убрать инсталляцию.

Скульптура «Опрокинутая дуга» (фото: tate.org.uk)

Скульптура «Опрокинутая дуга» (фото: tate.org.uk)

Сам же скульптор, защищая свое произведение, объяснял, что смысл композиции как раз и заключался в том, чтобы перечертить привычное пространство и побудить людей осознанно взаимодействовать с окружающей средой и с искусством. «Опрокинутая дуга» была создана специально для площади Фоли, и не могла существовать в отрыве от предназначенного для нее места. Но, увы, аргументы художника простых людей не убедили.

«Дерево-светофор» в Лондоне

8-метровую композицию с 75 хаотично мигающими светофорами жители Лондона признали не сразу. Больше всего неудобств она доставляла автомобилистам, которые нередко путали арт-объект с обычным светофором и, как следствие, «зависали» на перекрестке. Впрочем, судьба инсталляции сложилась хорошо: вскоре водители привыкли к сияющему «дереву», и перекресток в районе Поплар по сей день продолжает радовать окружающих.

 «Дерево-светофор» (фото: shutterstock.com)

«Дерево-светофор» (фото: shutterstock.com)

«Дерево-светофор» – это работа француза Пьера Вивана. Изначально установленная в лондонском Лаймхаусе (в Поплар ее перенесли уже позднее), композиция появилась на месте дерева, погибшего от загрязнения. По замыслу автора, инсталляция имитирует природный ландшафт, а мигающие огни символизируют бешеный ритм мегаполиса.

«Мэрилин навсегда» в Чикаго (и не только)

Восьмиметровая статуя, изображающая самую знаменитую блондинку 20 столетия, появилась в Чикаго в 2011 году. Скульптор Сьюард Джонсон запечатлел знаковый образ Мэрилин Монро – тот самый, с «летящим» платьем, из фильма «Зуд седьмого года». Инсталляция сразу же привлекла к себе внимание жителей и туристов, и, разумеется, нашлись те, кому гигантская Мэрилин не понравилась. Доходило даже до того, что скульптуру несколько раз обливали краской.

Скульптура в Чикаго (фото: shutterstock.com)

Скульптура в Чикаго (фото: shutterstock.com)

Критики недоумевали, какое отношение актриса имеет к Чикаго, отмечали плохое качество работы и называли арт-объект китчем. Кроме того, уже тогда говорили о том, что «Мэрилин навсегда» поощряет мизогинию и объективацию женщин, ведь, в отличие от фильма, здесь каждый прохожий может заглянуть Монро под юбку.

За 10 лет скульптура успела погастролировать по Америке (а однажды она даже побывала в Австралии). В 2021 году «Мэрилин навсегда» повторно приехала в Калифорнию, и снова ее встретили протестами. «Она хотела, чтобы ее воспринимали как серьезного артиста, а не только как секс-символ, – говорится в петиции на Change.org, собравшей более 40 тысяч подписей. – Мы призываем Палм-Спрингс уважать ее память». Активисты также обратились в суд с требованием убрать инсталляцию, сославшись на нарушение городом ряда местных законов. Пока, впрочем, Мэрилин остается на месте.

«Грязный уголок» в Версале

Новый скандал, связанный с современным искусством, разгорелся во Франции на следующий год – на этот раз в Версале, где была представлена инсталляция Аниша Капура «Грязный уголок».

Фото: Shutterstock.com

Фото: Shutterstock.com

Сам Аниш описывал свое произведение как «вагину королевы, приходящей к власти», но при этом отмечал, что интерпретировать арт-объект можно по-разному. «Грязный уголок» был в том числе и приглашением к взаимодействию со средой: заходя в воронку, человек последовательно погружался в темноту и терял ощущение привычного пространства. Но, как это обычно бывает, сексуальные ассоциации перекрыли прочие смыслы. Инсталляцию не раз портили вандалы: на стены распыляли желтую краску и расписывали их оскорбительными высказываниями.