— Можно мне еще добавки?- робко попросил Валентин за обедом. — Уж больно вкусный цыпленочек у вас получился!
— Вот когда будешь много зарабатывать, тогда и получишь добавки, — зло ответила ему теща.
И он ушел из их дома навсегда…
Детство
Валентин Гафт родился в Москве в еврейской семье, приехавшей из Черниговской области. Отец, Иосиф Рувимович, довольно известный в городе адвокат, прошел всю войну и вернулся с фронта в звании майора. Мать, Гита Давыдовна, была домохозяйкой.
Все детство Вали прошло в Сокольниках — районе, считавшемся в то время бандитским. Справа от их дома по улице Матросская тишина находилась знаменитая тюрьма. Слева — рынок, а прямо напротив располагалась психиатрическая больница.
Родители будущей звезды сделали все, чтобы их сын не оказался в дурной компании. Еще в четвертом классе Гита Давыдовна привела его на большую премьеру в театр. Пьеса Сергея Михалкова «Особое задание» настолько тронула мальчика, что он решил и сам начать выступать.
В школьной самодеятельности ему доверяли самые главные… женские роли. Дело в том, что Валентин учился в школе, где учениками были только мальчики, поэтому женских персонажей приходилось играть им же.
Скромный, застенчивый и очень воспитанный, Валя редко участвовал в ссорах и драках, предпочитая решать споры с помощью слова. Однако в старших классах все же ввязался в одну передрягу, где ему выбили два передних зуба. Это стало большой трагедией для молодого человека, зато обрадовало родителей.
— Может, ты, наконец, оставишь свою затею поступать в театральный,- злорадствовал отец. — И выберешь себе нормальную мужскую профессию.
— Йосенька, но как же наш мальчик будет ходить без зубов. Нужно что-то придумать,- переживала мама.
И они придумали. На экзамены в Школу-студию МХАТ худой, высокий, в яркой рубашке алого цвета абитуриент Валя Гафт пришёл вразвалочку, с золотыми коронками во рту. И его приняли.
Первый блин комом…
Выбор профессии сыном не порадовал родителей. Даже несмотря на то, что он отлично учился и уже на последнем курсе получил две небольшие роли в кинокартинах «Поэт» и «Убийство на улице Данте». Мало того, после просмотра последнего Иосиф Рувимович разнес сына в пух и прах:
— Позорище!- заявил он. — Ты посмотри на Козакова. Вальяжный, стильный. А что ты? Весь зажался, скукожился… Не артист ты, Валентин…
Слова отца Гафт помнил еще долго. И, конечно же, они не вселяли в неуверенного в себя юношу надежду на светлое будущее. Возможно, поэтому после окончания ВУЗа молодой актер 12 лет переходил из одного театра в другой. «Неуживчивый, импульсивный, несговорчивый», говорили о нем коллеги.
Он и в отношениях с девушками был такой же. Несмотря на популярность у женской аудитории, рост и привлекательный внешний вид, Валентину было сложно построить отношения. Чуткий и внимательный, добрый и стеснительный, он не однажды разочаровывался в своем выборе.
Первая влюбленность еще в институте не закончилась даже встречами при луне. Валя не посмел признаться в чувствах, из-за чего долго страдал, когда студентка МГУ Дина внезапно вышла замуж.
12 лет мытарств
Через год после окончания студии, в 1958 году, Гафта приняли на службу в театр Моссовета, где предложили роли в массовке. Валентин не жаждал славы, он желал творить. Видел образы персонажей произведений великих писателей по-своему и хотел показать это виденье публике. Но уже через год ему пришлось сменить сцену.
Далее был театр Сатиры. Именно в этот период Гафт решил жениться на красавице Алене Изергиной, впоследствии ставшей манекенщицей Московского Дома моделей. Желая произвести впечатление на будущую супругу, актер решил пригласить ее на свой дебют в театр. Посмотреть на сына в первый раз пришли и его родители.
Но случился конфуз. Двигаясь по сцене на ватных ногах, Валентин произносил реплики так тихо, что зрители во втором ряду их уже не слышали. Затем он перепутал Ольгу Аросеву с Зоей Зелинской, чем поверг обеих актрис в ужас. А когда поднялся на балкон, то и вовсе рухнул в оркестровую яму. В тот вечер в доме Гафтов разразился очередной скандал.
— Может, ты уже найдешь себе другую работу?!- грозно настаивал отец.
— Валечка, ты сильно ушибся?- волновалась мама. — Ну его, этот театр! Надо искать тебе другую профессию.
Тогда в начинающего артиста поверила только Алена. Молодая супруга подбадривала мужа, вселяя в него надежду. А уж разочаровать ее он боялся больше всего. Когда его с треском выгнали из Театра Сатиры, она узнала об этом последней.
Дальнейшую театральную судьбу Гафта изменила встреча с Анатолием Эфросом. Это он подарил Вале возможность осознать свою силу и талант, дав ему роли, о которых можно было только мечтать. В театре на Малой Бронной актер играл в постановках по Шекспиру и Чехову. Театр и сцена стали неотъемлемой частью его жизни. Без игры он таял, словно свеча.
Но однажды в коллективе разгорелись серьезные споры за роль. К сожалению, Валентин не смог отстоять свое мнение, поэтому отказался работать и написал заявление на увольнение.
— Разве от Эфроса уходят?- крутили коллеги у виска.
Так Гафт отправился завоевывать театральный мир дальше.
Неудачный брак
К этому моменту за его плечами уже был развод с Аленой Изергиной. Он обожал супругу. Во всем старался ей угодить и даже смирился с многочисленными животными в доме, которых добрая женщина подбирала на улице. Однако любовь закончилась мгновенно, когда Валентин узнал об измене жены. Да и сам, как оказалось, был ей неверен.
— Я был слишком молод, чтоб совсем не увлекаться другими женщинами, — говорил Гафт о причинах развода. — В конце концов, Алена тоже встретила другого человека и полюбила его. Это был киновед Даль Орлов.
Валентин долго пытался забыть Изергину. Мог просто набрать номер ее телефона и молчать в трубку, слушая родной голос. Мог немного выпить и долго говорить о ней, словно мучая себя воспоминаниями.
От отчаяния даже закрутил роман с художницей Еленой Никитиной, которая родила ему сына Вадима. Правда, о его существовании артист узнал через три года: женщина ничего не требовала от Гафта и не хотела обременять его обязательствами. В итоге переехала с сыном в Бразилию, а общаться с отцом Вадим начал только спустя многие десятилетия.
Гафту еще долго не везло в личной жизни. Вторая супруга актера — девушка из обеспеченной семьи, дочь лауреата Сталинской премии, ради новой любви оставила своего мужа — известного драматурга Эдварда Радзинского. А еще балерина Инна Елисеева была красива и образованна, но обладала тяжелым характером. Плюс ко всему, Гафта не приняли ее родители.
Казалось, семейная жизнь начала налаживаться, когда в семье родилась дочь Оля. Внимание актера переключилось на малышку. Все свободное время он проводил с дочерью. Инна оставила балет, чтобы воспитывать ребенка. Но постоянное вмешательство тестя и тещи в личную жизнь молодых сделали свое дело. Валентин ушел от жены.
— Я ее никогда не любил,- говорил он позже про Елисееву.
Друзья же рассказывали, что Гафт боялся бывшей супруги и старался с ней не пересекаться. По этой причине он практически перестал общаться с дочкой…
Еще один шанс
В 34 года судьба подарила ему еще один шанс на знаменитой сцене Театра Сатиры, которая когда-то чуть было не поставила крест на его карьере. Блестяще исполнив роль графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» вместе с Андреем Мироновым, Валентин Иосифович наконец-то понял, что такое успех!
Однако сам он мечтал о сцене «Современника». Однажды к нему в гримерку заглянул Олег Ефремов. Главреж только что посмотрел «Фигаро» и находился под впечатлением.
— Видел, видел…, — выпустив в потолок дым от сигареты, загадочно протянул Ефремов. — Могу предложить вам место в «Современнике». Пойдете?
— Когда?- не поверив своему счастью, воскликнул Валентин.
— Завтра!- не раздумывая, ответил Олег Николаевич.
Именно в «Современнике» Гафт почувствовал себя по-настоящему нужным. Его эксцентричная игра пришлась по вкусу и следующему режиссеру театра — Галине Волчек. Да и коллектив тепло принял актера. Театр стал для него вторым домом на долгие сорок с лишним лет.
го мастерство впечатляло зрителя. Ведь, играя на сцене, Гафт вкладывал в персонажа часть своей души. Он умел приспособиться к любой роли, с трагической игры без подготовки переключался на комическую.
Кино
Как только Валентин нашел свой театр, его стали чаще снимать в кино. Наконец-то режиссеры разглядели яркую индивидуальность актера, его умение тонко передать иронию и подтекст. Его запоминающееся лицо, мимика заставляли трепетать самых искушенных зрителей. Ему верили. Персонажи Гафта не терялись даже на фоне главных героев.
Однако с многочисленными плюсами был и большой минус. Режиссёры не знали, как применить талант артиста. Порой долго не могли определиться с ролью и часто приглашая на съемки, запросто могли сменить героя с дворецкого на офицера или с гусара на князя. Но такая перетасовка никого не смущала. Все знали: его герой обязательно станет украшением фильма.
Валентин Гафт эффектно исполнил роли и запомнился зрителям по кинолентам «Записки Пиквикского клуба», «Семнадцать мгновений весны», «Здравствуйте, я ваша тётя!», «О бедном гусаре замолвите слово», «Сирота казанская».
Но по-настоящему популярным 44-летнего актера сделала роль председателя кооператива в киноленте Эльдара Рязанова «Гараж». При этом в картину он попал совершенно случайно, ведь играть Сидорина должен был Александр Ширвинд, который оказался занят в театре.
В итоге Гафт задал фильму необходимую интонацию. Своим мастерством актер создал особую атмосферу, а его знаменитые реплики, звучавшие в фильме, мгновенно разлетелись в народ.
Последняя любовь
На съемках «Гаража» Гафт встретил свою будущую жену — Ольгу Остроумову. На момент знакомства оба были несвободны, поэтому отношения завязались не сразу. Артист начал ухаживать за Остроумовой, когда та развелась с Левитиным из-за измены.
— Поначалу мне хотелось досадить прежнему супругу. Вот Гафт… Я за него замуж вышла, он красиво ухаживал,- откровенничала актриса позже в одном из своих интервью.
Они расписались в 1996 году, Валентин Иосифович принял женщину с двумя детьми и любил свою новую семью искренне. Их семейное счастье продлилось более 20 лет.
Остроумова помогла мужу пережить трагедию, которая случилась в 2002 году. Дочь Гафта Ольга пошла по стопам матери, решив стать балериной. Девушка ходила в хореографическую школу при Большом театре, потом ее приняли в Кремлевский балет. Одновременно с этим училась на балетмейстера в ГИТИСе.
Она подумывала в будущем стать актрисой и даже обратилась за помощью к отцу. Но тот отказался помогать в поступлении, просто не захотел пользоваться блатом. А тут еще несчастная любовь и проблемы в отношении с деспотичной матерью.
Инна всячески упрекала и изводила дочь. За провинности могла даже не пустить ту домой. Ольга сделала несколько попыток самоубийства, и в итоге все закончилось трагедией. После смерти дочери Валентин Иосифович долго винил себя, болел и никого не хотел видеть.
— Я перед ней виноват. Никого больше не виню в произошедшем, только себя. Это мой груз. Никого не зову себе в напарники, сам буду нести эту ответственность, — говорил Гафт о дочери.
Последние годы
Валентин Гафт не только любил кино и театр. Он обожал писать. Маленькие стихи и серьёзные произведения давались ему одинаково легко. В этих строках он делился наблюдениями, рассуждениями и мудрыми заключениями.
Некоторые коллеги, друзья и знакомые артиста восторгались эпиграммами, которые иронично их высмеивали, другие же обижались на беспощадное сочетание слов в их адрес и даже жаловались на него. Однако все эти недовольства не помешали Валентину Иосифовичу выступать на эстраде и выпустить несколько сборников сатирических стихов.
В конце жизни Гафт писал мемуары, а знакомые, признав талант писателя, просили сочинить пару индивидуальных, посвященных только им строк или подписать одну из изданных книг.
Народный артист скончался от тяжелых последствий инсульта в 2020 году. В последние годы близкие окружили его вниманием и заботой, а он старался жить ради мечты увидеться с родным внуком, сыном Вадима. Но, к сожалению, так и не смог её осуществить.