К людям творческим нужно относиться со снисходительностью. Они часто вспыльчивы, их поступки сложно объяснить. Творческие люди часто ранят близких, поэтому быть супругой писателя-гения чаще всего сложно, примеров тому много. В частности, очень сложно пришлось вторым половинам Антуана де Сент-Экзюпери, Эрнеста Хэмингуэя и Франца Кафки. И чем выше гений, кажется, тем сильнее он унижал свою жену. И это мы еще про Достоевского и Толстого не говорим, которые известны совсем не красящими их выходками в отношении жен.
#книги #писатели #женщины #семья #книжный блог #литература #отношения #интересные факты #интересное #история одного писателя
Антуан де Сент-Экзюпери – многоженец и предатель
Книга «Маленький принц» рисует в голове образ летчика-романтика, писателя с чистой душой. Но на деле все обстояло совсем не так. Журналистка Консуэло Сунсин из Сальвадора отказалась от карьеры, а также части привилегий вроде пенсии и льгот в качестве вдовы гватемальского дипломата. Все это было ради брака с Антуаном, с которым она уже жила некоторое время. Напомню, времена были еще такие, когда сожительство до брака не то чтобы поощрялось.
Влюбленные приехали расписываться в мэрию Буэнос-Айреса, но жених вместо этой процедуры сказал, практически расплакавшись, что не может вступать в брак вдали от родных. Пришлось уйти, проглотив унижение. Впоследствии пара все же поженилась, но уже во Франции. Правда, ни к чему хорошему это не привело. Экзюпери, пылкий и страстный, постоянно заводил любовниц, приводил гостей ночью, и просто вел себя неподобающе. Такая жизнь дважды приводила Консуэло в клинику для душевнобольных, но муж не слишком интересовался ее самочувствием, практически не посещал ее.
Несколько раз она говорила, что уходит. Даже действительно уезжала, но каждый раз он находил и возвращал ее. Мужчины умеют говорить так, что женщина любит ушами. И каждый раз она верила в то, что все будет не так, как прежде. Однако все оставалось на своих местах… даже когда она вернулась к родителям в Латинскую Америку, он все равно прилетел и увез ее во Францию. Но… поселил в гостиницу, а не к себе в квартиру, потому что там жила его любовница, а двум пассиям жить на одной площади было бы не слишком удобно.
Уставшая от измен мужа и его обещаний, девушка решила, что необходимо найти новое пристанище. Тогда она познакомилась с майором, с которым намеревалась развивать отношения. Однако во время объяснения с Антуаном все пошло не так, как она планировала. Муж пригласил ее в гостиницу, где напоил портвейном, а затем, по его словам, позвонил майору. Через некоторое время Экзюпери вернулся и передал слова майора о том, что тот обижен и не намерен ждать Консуэло.
Супруги оказались в фешенебельном номере отеля «Амбассадор», но на следующее утро Антуан сознался, что даже не звонил майору. А еще через день вновь ушел.
Франц Кафка – болезненный самовлюбленный интриган
Отношения Франца Кафки и Фелиции Бауэр удивительны. Они познакомились в гостях у их общего друга. Ему было 29, а ей – 25. Кафка тогда был нелюдим, замкнут и, что называется, «себе на уме».
После встречи в гостях прошло полгода, когда Франц и Фелиция вновь увиделись. Но ненадолго, в Берлине они гуляли всего пару часов по парку Груневальд. Причем Франц вообще-то и не хотел встречаться, объясняя, что у него много работы: собрание мукомолов в Праге, встреча с Союзом строителей в Брно.
Молодые люди общались письмами, но через два месяца после спешного прощания в парке Франц решил положить этому конец. А еще через пару недель внезапно прислал Фелиции новое письмо (на 20 страниц!), в котором просил ее руки. Это было крайне необычное письмо. Поскольку Кафка предупредил, что сначала ему нужно посетить доктора, чтобы тот, во-первых, уверил его в возможности иметь детей, а во-вторых, в ясности мысли.
«А теперь подумай, Фелиция, какие перемены принесет каждому из нас брак, что каждый приобретет и что потеряет. Ты потеряешь Берлин, работу, которая так тебя радует, подружек, множество маленьких удовольствий, виды когда-нибудь выйти замуж за здорового, веселого и доброго спутника жизни, родить пригожих и здоровых детей, к которым тебя, если ты к себе прислушаешься, буквально тянет. И вместо этих поистине невосполнимых потерь ты заполучишь больного, слабого, необщительного, молчаливого, печального, упрямого, по сути, почти пропащего человека».
Удивительно, но Фелиция согласилась. Наверное, ей просто стало его жаль. Но свадьбу все никак не могли сыграть, поскольку Кафка все откладывал ее и откладывал. Фелиция решила поинтересоваться ситуацией, для этого она попросила узнать о настроениях странноватого жениха свою подругу – 21-летнюю Грету Блох. Но Кафка решил, что новая молодая девушка рядом – это прекрасный повод пофлиртовать. Поэтому письма стали отправляться не только в Берлин к Фелиции, но и в Вену к Грете. В какой-то момент он даже стал грезить о том, чтобы жить втроем.
Грета не стала скрывать настроения Кафки от подруги, поэтому девушки встретились в Берлине и пригласили на эту встречу незадачливого жениха. После этого помолвку пришлось расторгнуть, поскольку Кафка не смог объясниться. Но еще через три года он вновь сделал Фелиции предложение. И через месяц вновь его расторгнул, поскольку сильно заболел.
Эрнест Хемингуэй – привычка неудачно (?) жениться
Первую жену знаменитого писателя звали Хэдли Ричардсон. Через какое-то время после свадьбы он решил уйти к ее подруге – Паулине Пфайфер. Он даже уговаривал их жить втроем, но это привело только к депрессии обеих девушек. Что логично! В итоге с Хэдли они все же развелись, причем Хемингуэй обвинил ее в том, что она развалила семью. По его логике, она должна была молча жить с ним, а не требовать объяснений его отношений с другими женщинами.
Паулине Пфайфер повезло не сильно больше. Она была католичкой, поэтому настаивала на браке. Простые отношения ее не устраивали, только узаконенные. В браке у них родилось два сына, но роды были тяжелыми. Но и эта семья просуществовала недолго: Хемингуэй обвинил жену в том, что она виновата в разрыве, потому что помешана на католичестве. На самом же деле причиной развода вновь послужила женщина, на этот раз журналистка Марта Геллхорн.
Третий брак стал самым неспокойным. Ссориться супруги начали едва ли не в первый же день после свадьбы. Марта не боготворила мужа, она обвиняла его в небрежности, нечистоплотности, пьянстве. Сама же она много работала, что не радовало писателя. По его мнению, она должна была сидеть дома и поддерживать домашний очаг. Брак с Мартой Эрнест назвал «дурной шуткой, разыгранной со мной осенью 1936 года, и соль этой шутки заключалась в том, что мне пришлось расстаться с детьми и пятьюстами долларами ежемесячно ради жизни как в дурной шутке» (вторая жена обязала писателя выплачивать не только алименты, но и возмещение морального ущерба).
Четвертую жену – Мэри Уэлш – писатель бил. В том числе прилюдно. А как-то раз поставил фотографию бывшего мужа Мэри в фарфоровый унитаз и выстрелил в карточку несколько раз. Унитаз, конечно, разлетелся на осколки. В другой раз явился на обед с ней и кузиной в сопровождении проститутки. Однако Мэри жила с Хемингуэем до самой его смерти.
Мы не раз обсуждали с книжными блогерами, что писатель интересен в первую очередь тем, что он делает с профессиональной точки зрения. Однако и личная жизнь многих интересует. Я, пожалуй, из тех, кто считает, что котлеты книги отдельно, личность – отдельно. А вам важно знать, что представляет собой писатель как человек и как он относится к своей второй половине?