«Живые» статуи Рахотепа и Нофрет. Что вызвало панику у рабочего, который их обнаружил

В 1871 году во время раскопок, проводимых Огюстом Мариеттом в некрополе Мейдум, была обнаружена гробница одного из братьев фараона Хуфу и его жены. Хотя мастаба уже была разграблена в древние времена, в ней сохранилось внушительное сокровище, ставшее иконой Древнего Египта: две статуи владельцев гробницы в натуральную величину.

Карме Майя

Полихромные статуи принца Рахотепа и его жены Нофрет в Египетском музее в Каире. Фото: Кордон Пресс

Полихромные статуи принца Рахотепа и его жены Нофрет в Египетском музее в Каире. Фото: Кордон Пресс

В 1871 году пожилой Огюст Мариетт, директор Службы египетских древностей, проводил раскопки в Мейдуме, примерно в ста километрах к югу от Каира. Мейдум известен своей усеченной пирамидой, построенной, скорее всего, фараоном Эснофру, которая стоит посреди пустынного ландшафта, как гигантская затонувшая башня. Но в Мейдуме есть еще и обширный некрополь мастаб времен Древнего царства (2543–2120 гг. до н.э.). Раскопками некоторых из этих гробниц, расположенных к северу от пирамиды, были заняты Мариетт и ее команда.

Усеченная пирамида Мейдума, работа Эснофру. В его окрестностях была обнаружена мастаба Рахотепа и Нофрета. Фото: Кордон Пресс

Усеченная пирамида Мейдума, работа Эснофру. В его окрестностях была обнаружена мастаба Рахотепа и Нофрета. Фото: Кордон Пресс

Во время исследования места, недалеко от мастабы Нефермаат (одного из сыновей Эснофру), Альберт Данинос, помощник Мариетты греческого происхождения, координировал группу рабочих, которые снимали стелу. Когда они закончили свою работу, они нашли вход в шахту, которая вела в галерею. Судя по всему, они только что обнаружили новую мастабу. Взволнованный, Данинос приказал одному из рабочих пройти в галерею со свечой для предварительного осмотра. Таким образом, вооруженный мерцающим светом, человек не без опасений вошел в галерею. Данинос нетерпеливо ждал снаружи. Через некоторое время рабочий появился снова, торопливо и с выражением ужаса на лице. Данинос объясняет, почему бедняга был так напуган: «Рабочий оказался в присутствии двух живых людей, глаза которых смотрели на него».

Семейная парв.

На самом деле, и как мы все понимаем, внутри этой мастабы (которая будет известна как номер 6) не было никого живого, и ни один злой дух не смотрел на испуганного рабочего. Теми, кто напугал египетского рабочего таким образом, были две реалистичные погребальные статуи, представляющие владельцев гробницы: принца Рахотепа и его жену Нофрет (великолепные произведения были перенесены вскоре после этого в музей Булак в Каире, предшествующий нынешнему Тахрир). Но кем были эти выдающиеся персонажи? Очевидно, Рахотеп был одним из сыновей короля Снофру, первого фараона, построившего гладкую пирамиду. Как член королевской семьи, Рахотеп носил несколько важных титулов: верховный жрец Ре, начальник строителей, начальник королевской армии, руководитель экспедиций и, конечно же, «сын короля, рожденный от его тела». Понятно, что он был биологическим сыном фараона. Со своей стороны, Нофрет (что означает «прекрасная») носила титул «Знакомая короля». Из надписей, найденных внутри его могилы, мы знаем, что у пары было шестеро детей, три мальчика и три девочки. По всей видимости, Рахотеп умер молодым, и из-за своего положения он сам был похоронен в роскошной мастабе в некрополе Мейдум, рядом с одной из пирамид, воздвигнутых его отцом, и рядом с мастабой своего брата Нефермаата и его жены Итет (в этой могиле будет открыта одна из самых известных и красивых картин египетского искусства: фриз, известный как «гуси Мейдума»).

Гуси Мейдума. Фриз из мастабы Нефермаат в Мейдуме. Египетский музей, Каир. Изображение из открытых источников.

Гуси Мейдума. Фриз из мастабы Нефермаат в Мейдуме. Египетский музей, Каир. Изображение из открытых источников.

Статуи, изображающие Рахотепа и Нофрета, сделаны из известняковой штукатурки и имеют округлую форму, и сегодня они хранятся в Египетском музее в Каире. Эти произведения стали величайшими вехами в истории искусства благодаря своему большому реализму и формальному совершенству. Скульптуры пары не образуют скульптурную группу, а представляют собой две отдельные статуи размером около 120 сантиметров каждая, которые представлены в сидячем положении на своего рода белом троне, на котором написаны их имена и титулы. Обе статуи резко сохраняют первоначальную полихромию, и их глаза, сделанные из белого кварца и горного хрусталя, пристально смотрят на зрителя. У обоих правая рука согнута на груди, а левая — на бедре, в случае Рахотепа, со сжатым кулаком. Цвет кожи каждого из них соответствует художественным традициям того времени: мужчины рисовали себя более темным тоном, а женщины — гораздо более светлым, почти желтоватым цветом. Рахотеп носит короткую белую юбку, а Нофрет — обтягивающий сарафан, поддерживаемый своего рода плащом, вся в белом. У Рахотепа красивые аккуратные усы и бритые щеки, а на шее у него висит прекрасный белый кулон. Со своей стороны, Нофрет одета в короткий парик, украшенный диадемой из розеток и широким ожерельем. У обоих нарисованы глаза, и они босиком, поставив ступни на своего рода скамеечку для ног. Нофрет изображена как высокопоставленная дама, одетая по моде. Рахотеп, одетый просто, выделяется прежде всего твердостью его выражения и жестов, а также неоспоримой мужественностью.

Профиль статуй Рахотепа и Нофрета. Египетский музей, Каир. Фото: Кордон Пресс

Профиль статуй Рахотепа и Нофрета. Египетский музей, Каир. Фото: Кордон Пресс

Скрытые на века.

Но, как ни странно, эти невероятные статуи не были предназначены для восхищения зрителя, как это происходит сегодня с любым произведением искусства. Фактически, это две погребальные скульптуры, созданные так, чтобы их никто не видел. Никогда. Их функция была магической, и они служили для того, чтобы Ка (одна из пяти частей, составляющих душу умершего для древних египтян) могла воплотиться в них в случае повреждения или порчи мумий. Фактически, они должны были оставаться скрытыми на веки вечные, сопровождая забальзамированные тела людей, которых они представляли. Но грабители могил и прошедшие века, как и во многих других случаях, сделали это невозможным.

Вид спереди на лицо принца Рахотепа. Особо выделяются аккуратные усы и шея, украшенная прекрасным кулоном. Фото: Кордон Пресс

Вид спереди на лицо принца Рахотепа. Особо выделяются аккуратные усы и шея, украшенная прекрасным кулоном. Фото: Кордон Пресс

Фронтальная деталь статуи Нофрета. Одежда прозрачная и намекает на ее тело. Фото: Кордон Пресс

Фронтальная деталь статуи Нофрета. Одежда прозрачная и намекает на ее тело. Фото: Кордон Пресс

Несмотря на превратности времени, обе статуи оставались спрятанными в гробнице Мейдума, бесстрастно наблюдая за развитием событий, пока их не обнаружила группа Мариетт. Мрачность этого места и тяжесть тысячелетий возбудили воображение человека, который первым снова увидел их много веков спустя.

Сегодня они занимают привилегированное место в Египетском музее в Каире (позже отправятся на новое место в Великом Египетском музее, который скоро откроется в египетской столице), откуда они продолжают наблюдать за зрителем. Бесстрастно. Теперь уже никто не испугается их глубокого и ясного взгляда, но, бесспорно оставят в изумлении своей вечной и неизменной красотой каждого, кому посчастливится увидеть их.

«Живые» статуи Рахотепа и Нофрет. Что вызвало панику у рабочего, который их обнаружил
Фото женщин, меняющие представления о красоте
Фото женщин, меняющие представления о красоте