Раздели донага и заставили идти босиком по снегу, на потеху деревенской толпе. Озверевший муж женщины погоняет ее кнутом. Зеваки явно получают удовольствие от увиденного.
За что эту несчастную крестьянку подвергли столь унизительному наказанию? Что вообще происходит на этой картине?
В Воронежском областном художественном музее выставлено большое полотно (129х198 см) под названием «Вывод». Его автор – ученик великого Репина, художник Александр Алексеевич Бучкури (1870-1942). Купеческий сын получил блестящее художественное образование, не испытывал недостатка в заказах, был признан именитыми коллегами, но жить предпочитал не в Санкт-Петербурге, а в родном Воронеже.
Александр Бучкури создал огромное количество картин бытовой жизни и портретов русских крестьян, как при царской России, так и при советской власти. К сожалению, значительная часть его работ потерялась во время немецкой оккупации Воронежа. А самого художника оккупанты расстреляли вместе с супругой, тоже ученицей Репина и художницей, Вассой Иосифовной Епифановой (1870-1942).
Картина «Вывод» написана в 1936 году и является иллюстрацией одноименного очерка Максима Горького. Впервые писатель опубликовал его в 1895 году, а окончательный вариант издал в 1935-м.
Бучкури сделал первые наброски к картине в 1904, но его отговорил от темы учитель, Репин. И лишь спустя 30 с лишним лет художник наконец-то осуществил свой ранний замысел.
15 июля 1891 года 23-летний Алеша Пешков (псевдоним Максим Горький он возьмет только через год) во время своего знаменитого путешествия за вдохновением «По Руси» оказался в селе Кандыбовка Херсонской губернии. И стал здесь свидетелем совершено дикого обычая.
«По деревенской улице, среди белых мазанок, с диким воем двигается странная процессия…»
— начинает свой рассказ Горький. (Здесь и далее цитата по: Полное собрание сочинений. Москва, 1968-1976).
Телега, запряженная лошадью, а рядом привязана нагая молодая женщина, как вспоминает писатель «почти девочка». В телеге здоровый бородатый мужик, который норовит огреть кнутом, то лошадь, то несчастную. Все ее тело в синяках. А мужик кричит то ли ей, то ли кобыле:
— Н-ну… ведьма! Гей! Ага! Раз!
Сзади за телегой идет весь деревенский люд. Мужики и бабы, от мала до велика. И почти все одобрительно кричат, смеются, подзадоривают мужика с кнутом и отпускают непристойности в адрес несчастной женщины. Она падает, ее поднимают и заставляют идти дальше.
Сам Горький не выдержал и попытался прекратить истязания. Но местные мужики его отдубасили и бросили в канаву. Окончания сего действия писатель уже не увидел.
Свой рассказ он заканчивает так:
«А небо, южное небо, совершенно чисто, ни одной тучки, солнце щедро льёт жгучие лучи…».
Как видим, живописец Бучкури изменил время года (для еще большего драматизма) и порядок шествия, расставив крестьян не позади, а вдоль, чтобы уместить их на картине.
Уже потом Максим Горький узнал причину, по которой молодую женщин подвергли «выводу» — публичному и омерзительному наказанию.
Муж, тот самый бородач с кнутом, обвинил свою молодую супругу в прелюбодеянии. Было ли, что на самом деле, или это плод фантазии мужчины, неизвестно. Никто в русском патриархальном обществе не мог оспорить слово главы семьи. Он царь и бог для своей семьи, и может делать и с женой, и с детьми, и с незамужними сестрами, все, что посчитает нужным.
Кстати, в фильме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» (2011) наглядно показан традиционный семейный уклад русских крестьян.
Формально, муж мог бы просто развестись и отправить бывшую жену в родительский дом. Измена – одна из немногих причин, по которым православная церковь обязана разрешить развод венчанных супругов. Но на деле, особенно в крестьянской среде, мужики предпочитали своих баб наказывать. На всю деревню и так, чтобы неповадно было.
Сам Горький пишет:
«Я знал, что за измену у нас, в Заволжье, женщин обнажают, мажут дёгтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице. Слышал, что изредка изменниц, связанных, сажают на муравьиные кучи».
Юный Александр Бучкури тоже был свидетелем наказания жены-обманщицы в своих краях. Там обманутый муж устроил публичную порку.
Но то, что увидел Горький на Херсонщине, поражало своей дикостью и жестокостью. И пусть так называемый «вывод» — это сугубо местный обычай, он стал символом бесправного положения русской женщины в досоветские времена.