5 самых убогих автомобилей из СССР, о которых стыдно вспоминать

Без слез не взглянешь. Какие неудачные советские авто стали объектами насмешек и анекдотов?

Без слез не взглянешь. Какие неудачные советские авто стали объектами насмешек и анекдотов?

Автомобилестроение никогда не было коньком советской промышленности. Несмотря на то, что многие модели легковых авто и грузовиков делались по лицензии или были неприкрытым плагиатом западных моделей, даже с копированием у наших автозаводов дела шли не очень, во многом из-за экономии на всем и отсутствия нормальных двигателей.

В условиях огромного дефицита автотехники и отсутствия конкуренции ненадежные и морально устаревшие машины могли выпускать десятилетиями — все равно будет спрос и плановое распределение. О комфорте для водителей в то время никто даже не вспоминал.

Однако даже в то время некоторые модели являлись откровенных автохламом, на котором добровольно не желал ездить ни один шофер. Сегодня в нашем обзоре — пятерка провальных советских авто с самой дурной репутацией, на которые без слез не взглянешь.

1.ЕрАЗ-762 (1966-1996)

ЕрАЗ-762

ЕрАЗ-762

Выпуск малотоннажных 2-местных фургонов разработки Рижской фабрики на базе микроавтобусов РАФ-677 в связи с нехваткой собственных мощностей был налажен на только что построенном Ереванском автозаводе. Еще к началу производства модель считалась архаичной, но тем не менее выпускалась 30 лет аж до 1996 года почти без изменений. Автомобиль мог перевозить до 1000 кг груза.

В связи с отсутствием аналогов фургон производили огромными партиями, однако из-за отвратительного качества сборки и деталей машины начинали ломаться, не успевая выехать за заводские ворота. Место водителя также не выдерживало никакой критики — спинка не регулировалась, людям с ростом выше среднего приходилось нагинаться при посадке из-за малой высоты салона, высоко расположенное лобовое стекло давало отвратительный обзор, гремящий моторный отсек располагался посередине в кабине водителя, а ручка переключения передач впивалась в бок. Передний мост был постоянно перегружен, а двигатель постоянно закипал.

Горе армянского автопрома снилось в кошмарах профессиональным водителям. На советских автопредприятиях за баранку ЕрАЗа сажали в основном провинившихся шоферов и не отправляли в дальние рейсы из-за бесконечных поломок.

2.СМЗ С-3Д «Инвалидка» (1970-1997)

Инвалидка СМЗ С-3Д

Инвалидка СМЗ С-3Д

Двухместной четырехколесной мотоколяской в кузове купе производства Cерпуховского мотозавода в советское время через собесы обеспечивались лица с ограниченными возможностями (которых после ВОВ было очень много), иногда с частичной оплатой в зависимости от группы инвалидности. В конце 80-х годов ее полная цена была 1100 руб., в народе получила не совсем политкорректное прозвище «Инвалидка». За 27 лет было выпущено около 223 тыс. экземпляров.

Авто с крайне аскетичным дизайном и начинкой имело габариты 2,82х1,38 м, вес чуть меньше 500 кг и снабжалось дефорсированным двигателем с мотоцикла Иж в 14 лошадок, который был откровенно слабым и сильно тарахтел, выдавая максимальную скорость всего 55 км/ч. Зимой движок часто глох, а автономная печка могла прогреть салон лишь чуть больше, чем до нуля.

В отличие от предыдущей классической модификации, на которой ездила троица из Кавказской пленницы, дизайн обновленного авто был просто нулевой.

3.КАЗ-608 «Колхида» (1967-1989)

Ранний КАЗ-608

Ранний КАЗ-608

Седельные тягачи, прославившиеся своей ненадежностью и откровенно слабой тягой, производили на Кутиасском автозаводе Грузинской ССР с некоторыми модификациями долгие 22 года. После получения нового авто с завода нужно было обязательно протянуть все плохо завинченные гайки, а через пару лет эксплуатации у тягачей начинали разбалтываться кабины и открываться двери на каждой яме. Обычно грузовики с трудом переживали пятилетку, затем становясь донорами для более надежных ЗиЛов из-за унифицированных запчастей.

«Нет страшнее зверя рыси и машин из Кутаиси», «Курица не птица, Колхида не тягач» — вот как острили шоферы о продукции КАЗа. Как и ЕрАЗы, Колхиды на автобазах обычно всучивали провинившимся шоферам и молодым специалистам.

4.ГАЗ-69 «Козлик» (1953-1973)

Армейский 5-дверный ГАЗ-69

Армейский 5-дверный ГАЗ-69

Армейский и милицейский автомобиль повышенной проходимости, предшественник УАЗовской Буханки, выпускался с 1953 по 1973 годы преимущественно на Ульяновском автозаводе. Всего было выпущено около 600 тыс. экземпляров. Иногда газики использовали и на селе.

В базовой комплектации крыша и бока накрывались брезентовым тентом (который начинал течь после пары часов под дождем), внешний и внутренний дизайн были крайне аскетичными. Выпускался в 8-местном варианте с лавками (3 двери) и 5-местном «командирском» с плоскими сидушками (5 дверей). Мощность движка была всего 55 л.с., что позволяло разгоняться максимум до 70-80 км/ч.

Авто отвратительно держало дорогу, высоко подпрыгивая на каждой кочке, за что и получило прозвище «козлик». Альтернативные названия — бобик и газик. Для запуска в мороз использовался предпусковой подогрев движка паяльной лампой, а частые поломки были суровой реальностью. В салоне зимой было холодно, а про шумоизоляцию можно было забыть.

5.ЗАЗ-968 Запорожец» (1971-1994)

ЗАЗ-968А

ЗАЗ-968А

Самый народный и дешевый (по советским меркам) советский автомобиль от Запорожского завода Коммунар выпускался с 1971 по 1994 годы с незначительными изменениями. В народе получил прозвища» мыльница» и» зАпор». Госцена в 80-е годы составляла 5000-5500 руб. при средней зарплате где-то 180-200 руб.

Ушастый имел расположенный в багажнике движок всего 40-45 л.с. с воздушным охлаждением и автономной плохо греющей печкой. Зато при езде со скоростью ближе к 90 км/ч летом мотор перегревался так, что салон превращался в настоящую камеру пыток. Часто отказываюшая тормозная система, большой люфт руля и слабый каркас без рамы также были слабым местом авто.

Производились также и спецверсии для инвалидов с меньшей мощностью мотора.