Актриса по звездным картам знала свою судьбу: четыре знаменитых мужа, слава и тяжелая болезнь
Еще студенткой Наташа ярко сверкнула сразу в нескольких культовых фильмах — «Оптимистическая трагедия», «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу»… От нее ждали блестящей кинокарьеры. Для этого у начинающей актрисы было все – прекрасные внешние данные, талант, темперамент. Но в 23 года она решила круто изменить жизнь и ни разу об этом не пожалела.
2 февраля 2024 года актрисе Наталье Суровегиной исполнилось бы 80 лет. Фотографии из ее семейного архива и публикуются впервые.
АКТРИСА-КАССАНДРА
С Натальей Александровной у меня была всего одна, но незабываемая встреча. В начале 1990-х мы издавали криминальный журнал «Крик». Искали интересных, необычных героев. Друзья подсказали, что та самая актриса из фильма «Ключи от неба» уже более 20 лет серьезно занимается астрологией, причем, особенно ей удаются, скажем так, «невеселые пророчества». Родилась идея попросить Наталью сделать прогнозы на ближайшее будущее для страны и популярных в те годы людей.
Актриса пригласила к себе домой – она жила в сталинском доме на Новом Арбате. О себе рассказывала немного. Например, говорила, что предсказала себе четырех мужей, и это сбылось. Уверяла, что в отношении мужчин у нее железное правило: сначала ЗАГС, потом «все остальное». И каждый из них это условие принял (видимо, так велико было ее женское очарование!). Кого-то из близких друзей она предупредила о страшной болезни, и вскоре им привезли из Южной Америки огромного говорящего попугая, который заразил всю семью какой-то экзотической заразой. Еще рассказала, что предсказала смерть своей маме, и это тоже сбылось — с точностью до дня и даже минут.
Хорошо помню, как, посмотрев мою астрологическую карту и «линию жизни» на руке, она уверенно сказала: «Никогда не женитесь, потеряете всех своих друзей…»
«Спасибо, — прервал я ее на полуслове, — дальше не надо».
Все годы я помнил об этой встрече. Не раз хотел позвонить, взять большое откровенное интервью. А потом узнал, что в марте 2018 года Натальи Суровегиной не стало.
Разыскать какие-то достоверные сведения о ней оказалось непросто. К сожалению, самый осведомленный источник информации – сын актрисы Андрей Суровегин – скончался от сердечного приступа в декабре 2022 года, три недели не дожив до своего 50-летия. Так что пришлось провести, по сути, полноценное журналистское расследование. Оно показало: большинство фактов о жизни и карьере Натальи Александровны, опубликованных в интернете (и даже на уважаемых сайтах «о кино»!), не подтвердились.
Итак…
МАМА – ПЕВИЦА, ОТЕЦ — НКАВЕДЕШНИК
Наталья – дитя войны. Она появилась на свет в Москве 2 февраля 1944 года, когда наши войска уже вовсю форсировали Днепр. Ее мама, Антонина Петровна, была профессиональной певицей – много лет служила в Театре оперетты. Об ее отце ошибочно пишут, что он ушел на фронт добровольцем и погиб. На самом деле Александр Суровегин работал в органах НКВД, затем КГБ СССР и прожил довольно долгую жизнь. Он «погиб» для Наташи и ее мамы, так как ушел из семьи, повторно женился, а их вычеркнул из своей жизни.
У большинства актрис актерские задатки проявляются в раннем детстве. Наташа не исключение, тем более что — благодаря маме — дома царила абсолютно творческая атмосфера. Первые аплодисменты и слова одобрения она услышала рано и тогда же твердо решила стать актрисой.
Учеба в школе еще больше укрепила ее уверенность в правильности выбранного пути и своих силах. К выпускному классу девушка стала настоящей красавицей и «звездой» школьной самодеятельности. Поэтому из родных и друзей никто не сомневался – из Наташи получится большая актриса.
После выпускного бала Наталья подала документы сразу в два вуза – в Институт кинематографии (ВГИК) и ГИТИС. И была принята в оба. Дилеммы, какой из них выбрать, для абитуриентки Суровегиной не существовало: во-первых, она мечтала сниматься в кино, а во-вторых, во ВГИКе на нее «положили глаз» и приняли на свой курс легендарная семейная пара педагогов – Ольга Пыжова и Борис Бибиков, воспитавшие целую плеяду будущих звезд советского экрана. В том числе, например, Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Майю Булгакову, Юрия Белова, Тамару Носову, Леонида Куравлева, Изольду Извицкую, Татьяну Конюхову, Надежду Румянцеву.
«ЕЕ ОБЛИК ДО СИХ ПОР СТОИТ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ»
Наталья дебютировала в кино уже на втором курсе – в драме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия», снятой по одноименной пьесе Всеволода Вишневского. В этой картине режиссер собрал целое созвездие прекрасных актеров нескольких поколений – в ней блистали Маргарита Володина, Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Всеволод Сафонов, Эраст Гарин, Всеволод Санаев, Олег и Глеб Стриженовы. Наталья Суровегина снялась в маленьком, но весьма запоминающемся эпизоде – в сцене провожания матросов на фронт она танцует вальс с «моряком-анархистом» Вячеславом Тихоновым. «Оптимистическая трагедия» стала «Фильмом года» (1 место, посмотрели 46 млн зрителей).
В 1964 году режиссер Виктор Иванов, тремя годами ранее прославившийся комедией «За двумя зайцами» (там феерили Олег Борисов и Маргарита Криницына), приступил к съемкам новой комедии под названием «Ключи от неба». На главные мужские роли Иванов пригласил молодых артистов — Александра Ленькова и Валерия Бессараба. А роль одной из главных героинь – «Ани, любимой девушки лейтенанта-ракетчика Ивана Кириллова» (Бессараб), режиссер доверил 20-летней Наталье Суровегиной.
Патриотическая лента о забавных приключениях двух пар влюбленных получилась легкой, веселой, искрометной. Между прочим, она и сегодня – в 2024 году — смотрится на одном дыхании (российские телеканалы ее регулярно показывают до сих пор). Когда в феврале 1965-го она вышла в прокат, зрители от Калининграда до Курил на нее буквально ломились. Так что неудивительно, что актеры, сыгравшие главных героев, моментально «проснулись знаменитыми». В том числе Наталья Суровегина. Она еще не закончила вуз, как пришла слава со всеми ее атрибутами – поклонники, автографы, встречи со зрителями…
Казалось, что карьера молодой актрисы развивается по нарастающей. Вскоре она сыграла очаровательную официантку Раечку в комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», затем главную роль в короткометражке «Возвращение Одиссея», небольшую, но заметную роль Саши в фильме Семена Туманова «Николай Бауман». Словом, если сегодня зайти на сайт «Кино-театр. ru», где общаются поклонники кино со стажем, то о «нежной, светлой и лучистой актрисе» и образах ее героинь в «Ключах от неба» и «Дайте жалобную книгу», которые «до сих пор стоит перед глазами», можно прочесть немало восторженных откликов.
То есть Наталья Суровегина настолько запала в душу, что зрители ее помнят и любят до сих пор.
ЖИЗНЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА, ИЛИ «СУМАСШЕДШАЯ» НАТАША СУРОВЕГИНА
А вот что случилось дальше — до конца непонятно. Наталья снялась еще в нескольких незаметных фильмах и… поставила жирную точку в своей кинокарьере. Перевелась в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В 1968-ом окончила режиссерские курсы при Центральном телевидении СССР. Став артисткой Москонцерта, много лет выступала на эстраде в редком жанре мелодекламации – художественном чтении стихов под музыкальный аккомпанемент, гастролировала со своими программами (М. Цветаева, А. Ахматова, поэзия Серебряного века и др.) по стране.
Почему Наталья перестала сниматься? У нее и у большинства, кто знает ответ на этот вопрос, – уже не спросишь. Никого из партнеров по ее самому известному фильму, с которыми, как говорят, она общалась долгие годы, нет в живых – Александр Леньков ушел в 2014-ом, Валерий Бессараб – в 2013-ом. В Гильдии актеров кино России мне сказали, что Наталья Суровегина была «закрытая» и крайне немногословная – «Пришла, сделала свои дела и ушла». Разумеется, самая вероятная версия, гуляющая в сети, – «не предлагали стоящих ролей», а сниматься в ерунде и эпизодах или «выгрызать роли у коллег» посчитала ниже своего достоинства.
Но все ли так просто и приземленно? Профессор Академии искусств России, бывший художественный руководитель Творческой мастерской сатиры и юмора Москонцерта Николай Тамразов, который много лет работал с Натальей Суровегиной, считает, что причина вовсе не в этом.
«Что такое карьера? Это там, где человеку комфортно, — сказал автору этих строк Николай Ишувич. — Я могу сниматься в кино, петь под симфонический оркестр, но комфортно ли мне, знает только мой внутренний мир. И вот Наташа одна знала, стоит ли ей завоевывать зрительскую аудиторию, любовь в этом жанре, когда ей некомфортен процесс. Ведь кино что? В кино же не бывает плохих артистов – бывают плохие режиссеры. Если вам кино не нравится, никогда не вините артиста, вините режиссера, посредственную драматургию. А на сцену ОНА выходит одна и из ничего делает чудо, колдует со зрителем, чарует его, овладевает человеческими душами. И удастся ли ей очаровать каждого по отдельности и всех сразу – зависит только от нее. И каждый день — покорение новой вершины. Думаю, поэтому Наташа полюбила этот процесс, где никто, кроме нее, не властен».
«Легенда» Москонцерта Николай Тамразов считает, что Наталья Суровегина была №1 в своем жанре. Она жила своей профессией и в своем творческом начале была в самом лучшем смысле просто «сумасшедшей» артисткой.
«Ведь жанр мелодекламации крайне сложен. Это и не стихи, и не песня, а что-то непонятное, «проваливающееся» в звучащую рядом музыку. Так вот я не знаю другой второй, у которой мелодекламация была так точна, глубока и обаятельна.
У нас с Наташенькой был случай. В 1979 году ее, Фиму Шифрина и еще нескольких артистов Москонцерта я повез в Ленинград на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. И Аркадий Исаакович Райкин, который был председателем жюри и который очень ревностно относился к московской эстраде, снял Наташу с конкурса как человека, работающего не в жанре эстрадном. И вот когда во втором туре на сцену вышел ленинградский бард Дольский и запел свои песни, ваш покорный слуга, находясь в зале, заорал во всю глотку: «Вне жанра!» Меня схватили под руки, стали выводить из зала… И Аркадий Райкин, хотя и понял, что я выкрик сделал в его адрес, дал команду, чтобы меня не трогали. Как мне показалось, он «проглотил» мой хулиганский поступок, понимая, что был неправ.
Наташа действительно заслуживала того, чтобы быть и яркой, и звездной, и популярной. Ее искусство воспитывало, воспитывало человеческой доброте, скромности, нежности. Она брала поэтов, которые исповедовали и проповедовали правду, высоту и чистоту жизни. Мне кажется, поэтому я и заорал во все горло, когда с ней поступили несправедливо».
ТРИ ПЕВЦА И ОДИН ВЕДУЩИЙ АКТЕР
Несмотря на свою «актерскую сумасшедшинку», личная жизнь у Натальи Суровегиной была бурная. Ее первым мужем был Александр Галевский, тогда начинающий актер, а ныне ведущий актер театра имени Вахтангова. Самой его известной киноролью стал Микола в музыкальной комедии 1968 года «Трембита». Они поженились в середине 1960-х, родилась дочь, которая, к сожалению, умерла в младенческом возрасте. Но даже после развода экс-супруги дружили всю жизнь, Галевский участвовал во всех семейных застольях. Он единственный из всех мужей был на ее похоронах.
Второй муж – певец, лирический тенор Виктор Кохно (1935-2010). На заре своей карьеры он выступал в дуэте с Иосифом Кобзоном, а когда дуэт «Кохно-Кобзон» распался, выступал сольно – в 1960-е и начале 1970-х он был довольно популярным. В этом браке в 1972 году у Натальи и Виктора родился сын Андрей. Почему развелись? По одним сведениям, «два творческих человека просто не ужились». Кохно хотел, чтобы жена занималась бытом, создавала уют в доме, а Наталья не мыслила себя без творчества.
Третьим супругом стал еще один известный эстрадный вокалист, первый исполнитель песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Орлята учатся летать» Виктор Мамонов (1949-1995). В 1980-е годы его хиты «Наша биография», «Не остуди свое сердце, сынок» советское телевидение транслировало регулярно. Хорошо помню, как под «Нашу биографию» принимали в комсомол и устраивали коммунистические субботники.
А вот о четвертом муже (и тоже певце — его фамилия Томбак) ничего интересного узнать не удалось.
Время было безжалостно к Наталье Суровегиной. Если в начале 1990-х это была деятельная, энергичная женщина, которая легко «брала залы» в любой точке бывшего СССР, лихо водила машину, составляла гороскопы и предсказывала судьбу всем своим друзьям и знакомым, а также актерскому бомонду, то к 2000-м Наталью Александровну одолели хвори. Особенно подкосил диабет. На его фоне стало стремительно ухудшаться зрение. Сделала операцию в глазной клинике, но это не помогло. Затем стали отказывать ноги. К 2005 году она практически ослепла и даже по квартире передвигалась с трудом.
Последние годы настоящей отдушиной для Суровегиной стал основанный ею в 2004 году детский культурный центр «Провинция», в котором мальчишкам и девчонкам преподавали актерское мастерство, учили рисовать, танцевать, петь. В свое любимое детище актриса вкладывала всю душу, талант и даже связи. Там, например, «культуру речи» ребятам преподавала известный диктор ЦТ СССР Татьяна Судец, мастер-классы проводили знаменитые актеры, на творческие встречи приезжал Иосиф Кобзон, с супругой которого актриса была дружна. На посту руководителя Наталья Суровегина оставалась до конца своих дней.
Кстати, ДКЦ «Провинция» работает до сих пор и о Наталье Александровне там вспоминают с теплотой и любовью. По словам сотрудников Центра, когда на прощании с Натальей Александровной включили фрагмент одного из ее поэтических выступлений, все плакали.
Заслуженная артистка России Наталья Суровегина скончалась 26 марта 2018 года. Официальный диагноз — ишемическая болезнь сердца. В начале декабря 2022 года не стало ее сына – «сердечный приступ». Андрей закончил продюсерский факультет ВГИКа, но последние годы занимался строительством. Остались трое детей — две дочери и сын. Причем, что любопытно, старшая дочь Даша — артистичная с детства и мечтает стать актрисой как ее бабушка. Гены!
«НАТАША ЗНАЛА СВОЕ БУДУЩЕЕ»
Воспоминаниями о Наталье Суровегиной поделилась ее подруга — заслуженная артистка России певица Галина Улетова. Наш разговор состоялся в середине января 2024 года.
— С Наташей мы познакомились в 1975 году, когда я пришла в Москонцерт, и с тех пор мы дружили, — рассказала Галина Михайловна. — Вместе ездили на гастроли, общались, ходили друг к другу в гости. Правда, она мало о себе рассказывала. Знаю, что ее мама была профессиональной певицей, солисткой Театра оперетты. И Наташу она воспитывала с музыкальной точки зрения. Она тем и отличалась – прекрасно слышала музыку и очень музыкальной была. Поэтому как актриса и выбрала свой жанр – мелодекламацию. Она потрясающе читала стихи под музыку, любила Марину Цветаеву и Анну Ахматову, подготовила немалое количество программ по поэзии Серебряного века. Причем в этом жанре ей равных не было – она на голову была «впереди планеты всей».
— Наталья Александровна рассказывала, почему перестала сниматься в кино?
— Думаю, дело в том, что она – человек не административный по своему характеру. Ведь для того, чтобы делать кинокарьеру, мало таланта. Нужны определенные качества. А Наташа – принципиальный человек, на компромиссы не шла никогда. Была властная, железная – всегда знала, чего хочет. Такая правдолюбка! Если ей что-то не нравилось, говорила прямо. Поэтому допускаю, что могли быть трения с режиссерами. У нее был избранный круг общения, где ее принимали такой, какая она есть. Конечно, характер у нее был крутой и непростой.
— Кто входил в этот избранный круг?
— У Натальи было много друзей из Вахтанговского театра. На ее дни рождения приходили актеры, режиссеры, кого только не было в гостях. Она всегда накрывала стол, да не абы какой, всегда и фантазиями, сама готовила – очень любила угощать. И беседы порой длились до самого утра. Причем, не пьянка-гулянка, а «вакханалия творческая» — музицирование, читка новых ролей, беседы, обсуждения.
— Как Наталья Александровна оценивала свою карьеру? Не жалела, что не реализовала мечту стать кинозвездой?
— Она обожала свою профессию и свой жанр. И как актриса была самодостаточная. Болезненно переживала, когда было мало концертов. Но даже в простои репетировала, совершенствовала свои программы. Перед выступлением тщательно готовила макияж, маникюр, прическу, скрупулезно подбирала каждый элемент костюма – чтобы все было идеально. Она умела создавать точный и яркий образ.
— Как она жила последние годы? Это правда, что почти не ходила, ослепла?
— Сначала у Наташи стал плохо видеть один глаз, затем второй. К концу 1990-х уже ноги у нее отказывали. Но все равно, когда нужно было выступать, ее доводили до кулис и она выходила на сцену, как ни в чем не бывало. Работала свой номер, а потом чуть ли не падала.
Последние несколько лет она вообще не выходила из дома. Выходила только на балкон – подышать. Когда я ей говорила, что надо обратиться к врачам, лечиться, она отвечала: «Я больше их знаю и лучше». Врачам она не верила. А может, потому ничего не делала, что знала свою судьбу – так хорошо все рассчитала по своим любимым звездам, увидела, что ее ожидает. Была бледная как полотно – ни кровиночки, но при этом всегда ее любимая повязка на лбу — чтобы не было морщин.
— Ваше мнение: ее актерская и человеческая жизнь удались?
— Я считаю, что ее актерская жизнь удалась. У Наташи была интереснейшая жизнь, наполненная ярчайшими событиями, любимой профессией, в которой она была если не лучшей, то одной из лучших. Да и человеческая тоже. Все-таки у нее были неплохие мужчины, мужья. Единственное – все ее мужья слишком много увлекались алкоголем. Виктор Мамонов себя таким образом погубил и умер. Я его знала – мы в одних концертах участвовали. Да и Кохно тоже злоупотреблял. Видимо, он «потерялся» когда они разошлись с Кобзоном. Оба были прекрасные певцы. Но алкоголь…
— Вспоминаете о Наталье Александровне?
— Когда прохожу мимо ее дома, ну как не вспомнить?! Могилы-то нет. Наташа ведь попросила сына Андрея развеять ее прах на воде. Она не хотела ни похорон, ни памятника. Говорила: «Вот была я, ну и нет меня. Кому надо, будет помнить». Наташа была категорична во всем. Андрей куда-то поехал и на какой-то реке ее прах развеял.
P.S. На самом деле сын завещание мамы не исполнил. Как рассказала бывшая невестка актрисы Анна, урна с прахом 4,5 года пролежала у Андрея дома.
«Наталья Александровна хотела, чтобы ее прах был развеян на море. Но Андрей не смог сделать это, видимо, не поднялась рука. Поэтому на семейном совете было принято решение захоронить обе урны в одной могиле. Думаю, мама с сыном остались довольны. У них были очень непростые отношения. Но мы знаем, что теперь они вместе».