Однажды мне удалось проплыть Енисей от Дудинки до Красноярска, увидеть «гигантский водопад» и познакомиться с коренными жителями Сибири. О том, как это было, читайте в этой статье.
Мой маршрут начался на пароходе из Дудинки, Красноярского края до самого Красноярска. Дудинка – один из самых северных городов планеты, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Своё название он получил благодаря впадающей в Енисей реке Дудинка, в устье которой он и располагается. Город возник в 17 веке как малое зимнее поселение.
Несмотря на небольшую территорию, Дудинка – самый крупный речной и морской порт, связанный круглогодичным морским сообщением с Мурманском и Архангельском. В 1936 году были построены первые сооружения порта, в 1937 году началось строительство железной дороги. Все эти преобразования и привели к тому, что в настоящее время Дудинка – не только крупный порт, но и настоящий экономический и культурный центр Таймырского полуострова.
Оттуда я прилетел в северо-западную часть Красноярского края. Здесь располагается уникальный горный массив за полярным кругом – плато Путорана. Около 252 миллиона лет назад здесь образовалось огромное лавовое поле. После этого произошло несколько тектонических сдвигов, в результате которых плато поднялось на высоту 1,5 километра и появились тысячи трещин. Сейчас плато занимает площадь 250 000 км² – как три Австрии.
Плато открыли в 1844 году, но до сих пор оно плохо изучено из-за труднодоступности и суровой погоды. На плато можно прочувствовать всю атмосферу необитаемого мира, расположенного вдали от цивилизации. От плато ближайший населённый пункт находится в 120 километрах – это Норильск.
Происхождение названия плато так и осталось не до конца понятным. По одной из версий, плато названо по находящемуся в его центре озеру Путорамо, которое сейчас зовётся Хантайским. Ещё есть два перевода этого слова с эвенкийского. Путорана может быть образовано от «кутарама», что означает «болотистый» или «пэтэроми» – «облачный».
На плато есть множество смотровых площадок, с которых открываются виды на фьордовые озера, водопады и уходящие в бесконечность срезанные вершины гор. Это место невероятной силы, до сих пор почти не тронутое человеком. Как правило, эту неисследованную землю посещает не больше 2 000 человек в год. Только представьте, столько же туристов приезжает на байкальский остров Ольхон за 4 дня.
Плато Путорана – настоящий водопадный край. Он занимает первое место в России по количеству водопадов на единицу площади. Однако точно подсчитать, сколько всего водопадов на плато Путорана никому не удается, поскольку каждые несколько лет исследователи и путешественники открывают новые водопады, которые оттаивают только к лету и большинство из них активны всего несколько месяцев. Все водопады не похожи друг на друга, но все они создают необыкновенную природу плато Путорана.
На реке Иркинде несколько водопадов, но самым живописным считается 27-метровый Большой Иркиндинский воопадд. В переводе с эвенкийского – «гигантский водопад». Пейзаж здесь очень необычный, больше похож на Исландию. Иркиндинский водопад находится в непосредственной близости от горы Чая-Кит – места обитания путоранского снежного барана.
Кто живет в Енисейской Сибири?
Как известно, в сибирском крае живет множество малочисленных народов. Русские люди начали селиться в этой местности еще в конце 17 века – вскоре после раскола 1650-1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.
Северный приток Енисея, река Дубчес, считается мировой «столицей» старообрядчества часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев, тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.
Сегодня в тайге по берегам реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. Здесь же, на Дубчесе, находится и деревня Сандакчес – фактически центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.
Попадая сюда, вы увидите совершенно другой мир со своими традициями и непривычным жизненным укладом. Простая жизнь староверов завораживает, а их искренность заставляет задуматься о действительно важных вещах.
Здесь до сих пор носят кафтаны, платки закалывают булавкой и подпоясываются плетеными поясами. Молитвы совершают не менее пяти раз в день – для этого в каждой избе есть красный угол. Некоторые староверы перебрались в деревни и принимают современные человеческие блага. Также они открыты к общению. Но это те, которые живут в городах. А на реке Дубчес – это закрытое сообщество. Есть даже вокруг этого места мрачные истории, когда люди не могут больше покинуть эти места и, по-факту, оказываются в неком заточении. Насколько это правда или нет – я лично не могу сказать, так как общался только со староверами в городах, которые находятся по Енисею. И мне встречались довольно открытые люди, в одной семье люди даже позволили себя сфотографировать!
Кеты – самый загадочный народ Сибири
Рядом с рекой Енисей издревле живет один из малочисленных коренных народов Сибири – кеты, с которыми мне удалось познакомиться. Летом на песчаном острове «Канготовские пески» располагается их лагерь. Всего кетов осталось не больше 1000 человек.
Их история насчитывает несколько тысяч лет. Кеты известны своими уникальными культурными традициями и образом жизни, основанным на близкой связи с природой и её ресурсами. Они применяют свои знания и опыт многих поколений, чтобы выжить в сложных условиях Севера, и способны адаптироваться к меняющимся климатическим условиям.
Первое упоминание этого народа относится лишь к 1920-м годам. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках 17-18 веков, в период активного освоения сибирских земель. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек.
Особенностью кетов является охота и рыболовство. Для кетов медведь – священное животное, приносящее им богатое духовное наследие и в то же время служащее важным источником пищи и материала для жизненных нужд. В рыболовстве кеты используют эффективную технологию, которая называется «ударная рыбалка».
Кеты живут в экологически чистых районах, где природа практически нетронута. Это позволяет кетскому народу на протяжении веков сохранять свои уникальные традиции и обычаи. Однако в настоящее время жизнь кетов кардинально изменилась. Они столкнулись с негативными последствиями промышленной деятельности, такими как загрязнение окружающей среды.
Исследователи полагают, что это связано с развитием добычи газа и нефти в заповедниках и национальных парках. Однако кеты активно выступают против такой деятельности и стремятся сохранить экологическую чистоту своей земли. Они считают, что это единственный способ не утратить свое уникальное культурное наследие и получить возможность переосмыслить свои традиции в новых ситуациях. Кетов можно назвать настоящими защитниками окружающей среды и преданными сторонниками экологического движения на севере России.
Что касается кетского языка, то он сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Число носителей кетского языка неуклонно уменьшается. В 2002 году только 30% кетов владели родным языком, сейчас их осталось менее 20%. В 1930-е годы для кетов, как и для большинства бесписьменных народов СССР, была придумана письменность на основе латиницы, но она оставалась неиспользованной. Только в 1980-е годы разработали кетскую кириллическую письменность, но и её не спешат внедрять в образовательный процесс для этого малого народа.