По словам генерального продюсера фильма, это был самый сложный проект на ВГТРК по затратам финансов, нервов и времени.
Культовый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» зачитывает до дыр уже не одно поколение людей по всему миру, и с таким же интересом люди смотрят экранизации этого произведения. Самой точной из них стал телесериал Владимира Бортко, вышедший на экраны в 2005 году.
Режиссеру Владимиру Бортко предложили снять «Мастера и Маргариту» еще в далеком 1987 году, когда он только закончил работу над другим булгаковским произведением — «Собачьим сердцем». Но постановщик отказался, уступив это право своему другу Элему Климову, боровшемуся за режиссерское кресло.
Тем не менее задумка так и не была реализована. Разрешение снять «Мастера и Маргариту» пытались получить от Госкино Эльдар Рязанов, Владимир Наумов и Игорь Таланкин, но никому из них это не удалось.
В итоге Владимир Бортко взялся за работу над экранизацией в 2000 году. Уже был утвержден актерский состав — Галина Тюнина, Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, но наследник творчества Булгакова внезапно передал права на экранизацию американцам. Проект Бортко закрыли, и лишь через несколько лет, когда ВГТРК выкупил права, съемки возобновились.
Бюджет картины составил более 5 миллионов долларов. Бортко поставил себе задачу наиболее полно и точно передать содержание самого известного романа Булгакова.
Блестящий актерский состав «Мастера и Маргариты»
Кастинг пришлось проводить заново. На роль Маргариты пробовались Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова и Анна Ковальчук. По мнению Бортко, больше всего соответствовала образу главной героини 28-летняя Ковальчук.
На роль Мастера без проб был утвержден Александр Галибин, однако зритель не услышал настоящий голос артиста: его озвучил Сергей Безруков, который также сыграл в сериале — актеру досталась роль Иешуа.
Понтием Пилатом стал Кирилл Лавров.
«Многие спрашивают, почему на эту роль мы пригласили именно Кирилла Лаврова. Тогда разберемся, кто такой Понтий Пилат. Он человек умный, много поживший, и он точно знает, как устроена жизнь, — отмечал Владимир Бортко. — Вот почему нужен был именно Кирилл Лавров. Со всем шлейфом ролей, которые этот замечательный актер сыграл за свою долгую жизнь».
Роль Воланда режиссер предложил Олегу Янковскому, но тот наотрез отказался. Причин было две. Во-первых, Янковский счел, что Мессира сыграть невозможно в принципе. Во-вторых, «дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя».
«Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду», — объяснял свою позицию актер.
В поисках артиста на роль Воланда Бортко обратился к западным звездам, но ни с Жаном Рено, ни с Гари Олдманом договориться не удалось.
В итоге Воландом стал Олег Басилашвили. Актер оказался несуеверным, и у него было собственное видение персонажа.
«Воланд — отнюдь не тот Сатана, который вводит людей в грех, — пояснял Басилашвили. — Он прибыл в Москву, чтобы расставить некоторые ориентиры. Он совершает добрые поступки и является в какой-то степени союзником Иешуа… Недаром же эпиграф к роману — «Я часть той силы, которая желает зла и вечно совершает благо». Причем не вся сила, а только часть».
Мистика на съемках «Мастера и Маргариты»
Владимир Бортко не верил в мистику, но чтобы избавиться от мрачных настроений некоторых членов съемочной группы касательно «проклятия», нависшего над романом, он пригласил на площадку священника. Батюшка освятил команду и оборудование, и приступили к съемкам.
Тем не менее мистика на площадке все-таки была, но в положительном ключе. По словам режиссера, во время съемок всегда стояла та погода, которая в тот момент требовалась для той или иной сцены. Работа шла точно по графику, потому что все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали прямо перед началом съемок.
Правда, без неприятности не обошлось. Олег Басилашвили потерял голос прямо во время монолога Воланда: горло артиста неожиданно свело судорогой, и он не смог продолжать говорить. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Долгое время врачи делали ему уколы и заливали лекарства прямо в гортань.
Александр Адабашьян, сыгравший Берлиоза, рассказывал, что некоторые актеры в шутку использовали проклятие романа в качестве оправдания: «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10. Чертовщина какая-то!».
Места съемок «Мастера и Маргариты»
Съемочная группа путешествовала по разным городам и странам.
Патриаршие пруды снимались со всей своей красе, как и Александровский сад. Но в целом Москва с 30-х годов так сильно изменилась (улочек с домами той эпохи практически не осталось), что Владимир Бортко и оператор Валерий Мюльгаут решили снимать ее в Санкт-Петербурге.
Прямо с Патриарших герои перемещались на питерскую площадь Тургенева. Подмосковную психбольницу играл Елагиноостровский дворец, а знаменитый дом № 302-БИС снимали на улице Старорусской. Встретились Мастер и Маргарита на улице Репина, где сохранилась булыжная мостовая.
Что касается библейских сцен, в Израиле снимали общие планы Иерусалима, а основным местом съемок стала Болгария, где построили целый античный комплекс в качестве иерусалимского дворца Ирода.
Часть сцен сняли в Крыму, Голгофу нашли в Судаке.
Интересные случаи с Анной Ковальчук
Для исполнительницы роли Маргариты самым страшным моментом, по ее словам, был прилет на шабаш. Сцена снималась в Санкт-Петербурге, в парке Лесотехнической академии, и Маргарита должна была нырнуть в местный пруд. Но в нем обитали водяные крысы, так что прыгать в воду пришлось отважной дублерше.
В сцене бала Сатаны Анна Ковальчук снималась в железном корсете весом 16 кг, железной короне, оставлявшей раны на лбу, и железных туфлях с болтами, которые сильно натирали актрисе ноги. Ковальчук признавалась, что шрамы от железа остались до сих пор.
А еще в процессе съемок с Анной случился курьез: актеры долго репетировали у режиссера в номере гостиницы «Украина», а когда Ковальчук вышла на улицу, из-за откровенного наряда ее приняли за девушку легкого поведения и доставили в отделение милиции. Блюстители порядка не узнали актрису и не поверили, что она играет в кино Маргариту. Тогда пришлось звать на помощь артистов-коллег.
Кот Бегемот за полтора миллиона долларов
Сложнее всего создателям дался образ Кота Бегемота — одного из самых харизматичных персонажей романа.
Поскольку никто по-настоящему не знает, как он должен выглядеть, режиссер решил подстроиться под самые разные зрительские вкусы. В одних сценах в этой роли снимался настоящий кот из театра Юрия Куклачева. В других Бегемот предстал в человеческом обличии — его сыграл Александр Баширов.
Но большую часть времени мы видели актера-лилипута Вано Мироняна в специальном костюме и гриме. Вано снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной техникой для движения усов, ушей, глаз и рта. Закадровым голосом кота стал Семен Фурман.
Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов при бюджете сериала в 5 миллионов.
Спецэффекты в «Мастере и Маргарите»
Создатели сериала прибегали к использованию компьютерной графики, чтобы прикрыть наготу Маргариты в сценах полета над Москвой. Анна Ковальчук и Ксения Назарова, которая играла домработницу Наташу, летали под потолком съемочного павильона, а впоследствии специалисты по визуальным эффектам стирали с их тел веревки и тросы, делали их фигуры полупрозрачными и накладывали на кадры ночной Москвы.
С помощью той же графики из воздуха материализовался Коровьев. Актер Александр Абдулов катался на специальной платформе, которую потом стирали на компьютере, и персонаж появлялся в кадре как бы из ниоткуда.
В последней серии Мастера и Маргариту уносят из бренного мира черные кони. Каждого из них сыграл семилетний конь Халиф, которого размножили на компьютере.